Три книжные новинки весны: драма на болотах, убийство в поместье и страдания в Дублине | «Красный Север»
0°C

обновлено: 12:11, 26 марта 2024

Культура

Три книжные новинки весны: драма на болотах, убийство в поместье и страдания в Дублине

Последнее время всё чаще говорят о кризисе книжной отрасли. Есть мнение, что он растянется на несколько лет и станет настоящим испытанием и для издателей, и для читателей. Но пока новинки продолжают выходить. Да и издано уже столько, что хватит на пару лет беглого беспрерывного чтения. Сегодняшний обзор о романах, которые активно обсуждали этой весной в разнообразных книжных клубах.


Делия Оуэнс. «Там, где раки поют»

Удачное сочетание романа-взросления с детективной историей и автобиографией. Делия Оуэнс, натуралист, автор многих научно-популярных книг о животных, к семидесяти годам таки написала и свой художественный opus magnum. Роман о том, что неправильно возлагать слишком уж большие надежды на законы цивилизации, потому что человек остается животным и действует инстинктивно, по большей части. 

«Там, где раки поют» – это роман двух временных пространств. В одном – маленькая Киа, девочка, родившаяся на прибрежных болотах Северной Каролины, остается совсем одна. Родители и старшие братья постепенно оставляют их дом, а о Болотной девчонке особо никто не задумывается. Поэтому Киа познаёт мир людей и природы буквально на ощупь.

Конечно, она не Маугли, всё-таки до шести лет девочка жила в семье и освоила необходимые социальные навыки, но это не сильно облегчает одинокую жизнь на болоте.

Делия Оуэнс рассказывает, как девочка учится готовить кукурузные лепешки, как осваивает науку управления отцовской моторной лодкой, как знакомится с хорошими людьми и сталкивается с человеческой подлостью, как влюбляется в природу прибрежных болот и постепенно становится ведущим специалистом мира по вопросам флоры и фауны этих мест. Но это происходит уже во втором временном пространстве, где читатель видит Киу повзрослевшей. 

Она красива, умна и независима, желанна для многих мужчин, но совершенно для них недоступна. Все попытки (на самом деле, всего две) Кии открыть сердце молодому человеку заканчиваются печально, а одна даже приводит к смерти избранника. Смерти таинственной и непонятной. 

Городок, конечно, сразу же обвиняет в гибели молодого успешного красавца Болотную девчонку, и Кие предстоит доказывать свою невиновность в суде.

Риз Уизерспун уже заявила о том, что будет экранизировать эту книгу. Два предыдущих проекта Риз по экранизации современных романов («Большая маленькая ложи», «И повсюду тлеют пожары») были более чем успешны.

Клэр Фуллер. «Горький апельсин»

Фуллер – британская писательница, обладательница нескольких национальных литературных премий, в том числе Премии Эллиота, написала уже пять книг, но на русский перевели пока только самый свежий ее роман «Горький апельсин».

Издательство обозвало его триллером, но я сразу хочу предупредить всех, кто жаждет саспенса и ужаса – их здесь нет. Успокою и тех, кто не любит страшные истории, – роман Клэр Фуллер ничем сверхъестественным вас не огорчит.

Это обычная история о бесплодных попытках догнать уходящее время, наполнить жизнь смыслом и приобщиться к чужому благополучию.

Фрэнсис Джеллико – главной героине – почти сорок. Она никогда не знала ни мужского внимания, ни дружеской заинтересованности. Жила под контролем властной матери, пока та не умерла. Фрэнсис в печали и очень стесненном финансовом положении, поэтому она принимает предложение о работе от мистера Либермана. 

Этот американец купил в Англии огромный неоклассический особняк, изрядно потрепанный временем и армией, располагавшейся в нем во время войны. Либерман обратился к Фрэнсис Джеллико, специалисту-самоучке по мостам и садово-парковой архитектуре, с предложением пожить в поместье Линтонс и дать профессиональную оценку его постройкам, которые требуют ремонта.

Фрэнсис соглашается, приезжает в усадьбу и находит там странную, бурно ругающуюся парочку. Это Питер, специалист по антиквариату, он должен описать интерьеры дома, и его жена Кара (так думает Фрэн).

А дальше случилось то, что должно было случиться (с некоторым уклоном в трагедию, правда). Сдерживаемое десятилетиями либидо начинает кричать во весь голос, и от этого рушится всё вокруг. Раскалывается лед пуританства, и на поверхность всплывают тайны: семейные, личные, родовые. 

Между тремя гостями поместья устанавливается болезненная связь (все они и до этого были изранены своими историями), но не все согласны с новыми ролями. Кто-то умрет, кто-то сойдет с ума, кто-то сядет в тюрьму.

Обо всём этом нам рассказывает сама Фрэнсис, находясь в преклонных годах в отделении ухода за тяжелобольными.

Салли Руни. «Нормальные люди»

Второй роман молодой ирландской писательницы уже взбудоражил российское читательское сообщество. Почти нет тех, кто оценивал бы эту книгу ровно и спокойно: отзывы либо резко отрицательные, либо возвышенно-хвалебные. Стоит прочесть эту книгу, чтобы понять, о чем столько дискуссий?

Пожалуй, медвежью услугу роману оказали маркетологи, которые решили продавать Руни как «Сэлинджера для миллениалов». Большая часть негативных отзывов начинается со слов: «никакой это не Сэлинджер». И это, конечно, верно. Руни – не Сэлинджер, и это не недостаток.

«Нормальный люди» – новый текст про тех, кому сейчас около тридцати. Рубленые фразы, приметы времени (вроде «Старбакса» и круглосуточного скроллинга лент соцсетей), диалоги, в которых всего понемногу: и арабо-палестинский конфликт, и философы-структуралисты, и правильные бокалы для шампанского. 

Но, прежде всего, «Нормальны люди» – это книга о ценности близких отношений. О том, что только в контакте с другим мы можем понять что-то о себе, и, главное, изменить свою жизнь к лучшему. Если, конечно, дать отношениям шанс быть честными и безопасными. Чего у героев – Марианны и Коннэлла – не получается.

Мы наблюдаем за их сближениями и расставаниями, начиная с выпускного класса. Они очень разные: Коннэлл из небогатой семьи, его воспитывает мать, которая работает горничной в доме Марианны. Но парень очень популярен в школе, умен и красив. Марианна тоже умна, хотя ее успеваемость, скорее, результат ухода в учебу от многочисленных проблем. 

Ее семья финансово благополучна, но вот отношения между родственниками ужасны: Марианну травит старший брат, а мать делает вид, что ничего не происходит. Всё усугубляется тем, что в школе девочка тоже выступает в роли изгоя. Однако противоположности притягиваются, и Коннэлл с Марианной начинают долгий путь, в котором они будут пытаться балансировать между любовью и слиянием.

Не обязательно иметь аналогичные проблемы, чтобы ассоциировать себя с героями этого романа, даже не обязательно себя в них узнавать. Эту книгу можно прочесть хотя бы для того, чтобы немного лучше понимать миллениалов.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 12:11, 26 марта 2024

Темы