В Ноябрьске горе-литератор «минировал» детсады и скверно шутил | «Красный Север»
0°C

обновлено: 19:04, 24 сентября 2022

Общество

В Ноябрьске горе-литератор «минировал» детсады и скверно шутил

Сегодня, 10 ноября, у пожилых милиционеров и молодых полицейских профессиональный праздник. В этот день принято вспоминать и тех, кто не вернулся из опасной командировки на Северный Кавказ, и тех, кто в «лихие девяностые» противостоял всевозможным ОПГ.


Среди сотен, тысяч рассказанных ими историй будет одна – уникальная. Ее нынче помнят только ветераны ГОВД Ноябрьска, в числе первых столкнувшиеся с новым для России криминальным явлением.

Коллаж: КРАСНЫЙ СЕВЕР
Коллаж: КРАСНЫЙ СЕВЕР

АНОНИМКА НА 100 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

В один из зимних дней 1994 года оперуполномоченный угро Александр Ламанов отдыхал после суточного дежурства. Таких работников начальство попусту не беспокоит, дает отоспаться. Поэтому, когда задремавшего лейтенанта милиции срочно вызвали на службу, он сразу понял: в городе произошло что-то из ряда вон выходящее.

В кабинете у начальника ОУР Евгения Гафнера собрался почти весь личный состав.

– Времени у нас мало, поэтому буду краток, – произнес начальник угро. – В мэрию поступило анонимное письмо, автор требует 100 тысяч долларов. В противном случае он угрожает взорвать несколько детских садов. Положение очень серьезное. К проведению операции подключились и сотрудники ФСК (Федеральная служба контрразведки – предшественница ФСБ. – Прим. авт.).

По требованию преступника деньги надо положить под раковину в умывальной комнате одного из общежитий в поселке НГДУ «Холмогорнефть». Наша задача – организовать сегодня ночью несколько засад в поселке. Самый ответственный пост – в самом общежитии. От сотрудников, задействованных там, зависит успех всей операции, – тут Евгений Яковлевич повернулся в сторону заспанных оперов, – засаду в общежитии поручаю организовать Ламанову и Кузнецову.

ЗАСАДА В АВАРИЙНОМ БАРАКЕ

То, что на самый ответственный пост направлялись именно эти сотрудники, никого не удивило. До своего перевода в Ноябрьск Александр Ламанов и его друг Иван Кузнецов служили в Узбекистане, в спецназе внутренних войск МВД СССР. Обоим довелось наводить порядок в Ферганской долине, гасить один из первых межнациональных конфликтов на территории страны. Оба опера были в прекрасной физической форме, имели навыки рукопашного боя.

Через час после совещания они прибыли в общежитие – покосившийся деревянный барак. Здание вот-вот должны были снести, жильцов почти не осталось.

Тишина. Наконец, в коридоре появился мужчина лет тридцати с мусорным ведром. Александр Ламанов, следуя легенде, спросил незнакомца, не здесь ли живет Вася-вахтовик. Дескать, обещал в случае необходимости приютить, а точного адреса не оставил…

Обитатель общаги призадумался, затем с хорошо различимым акцентом ответил:

– Я здесь живу давно, но никаких Василей не знаю. А вам что, негде переночевать?

Оперативники дружно закивали головами.

– Рядом со мной пустая комната. Там мой товарищ живет, но сейчас его нет – уехал на вахту. Я могу вас туда пустить, переночуете. Правда, расположена комната неудобно, напротив туалета с умывальником.

БОМЖ С ПАЧКАМИ ЗЕЛЁНЫХ КУПЮР

О такой удаче сыщики не могли и мечтать. Расположившись рядом с местом закладки, они обратились в слух. Впрочем, особо напрягаться им не пришлось – не только прогнившие полы, но даже стены дрожали и скрипели, едва кто-нибудь ступал на крыльцо аварийного здания.

Следуя плану, милиционеры тут же выглядывали в коридор – не их ли «друг Вася» пришел за деньгами? Пару раз в общаговский туалет заглядывали местные жильцы, но их пока нельзя было проверить на причастность к преступлению – денег под умывальником еще не было. Это обстоятельство поддерживало легенду участников засады.

Наконец в бараке нарисовался бомж – замаскированный под уличного бродягу опер Ильяс Файзуллин. Он и оставил в указанном месте пакет с деньгами. Новенькие стодолларовые купюры с большой неохотой выделил один из коммерческих банков под гарантии городской администрации. А взять их на подотчет выпало Ильясу. Друзья еле подавили смех, когда «банкир» вышел из уборной. Он подтянул штаны и, незаметно подмигнув, поковылял к выходу.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, МЕНЯ ЗОВУТ БИСЕР!

Позже к операм заглянул их новый знакомый – тот самый, с мусорным ведром. Тут и выяснилось происхождение его акцента – вахтовик оказался гражданином Болгарии. В Ноябрьске он жил с русской женой и маленькими детьми, собирался в скором времени вернуться на родину. По законам гостеприимства мужчина принес чайник, кружки и принялся потчевать оперов.

За чаепитием и душевными разговорами время летит незаметно. Бисер, так звали парня, ушел к себе глубоко за полночь. В общежитии воцарилась томительная тишина. До утра сыщики бодрствовали, не смыкая глаз. За пакетом с деньгами так никто и не пришел.

После того как их сменили, Александр явился в ГОВД с докладом о выполненном задании. На столе у Гафнера он заметил лист бумаги с машинописным текстом. Сообразив, что это и есть послание террориста, опер с интересом пробежал его глазами.

С первых строк милиционер понял: этот стиль изложения ему знаком.

– Я знаю, кто автор письма! – вскричал он. – Это же наш гостеприимный сосед Бисер.

– Да иди ты! – недоверчиво выпалил Гафнер. – Не может быть!

– Может, – отрезал Александр. – Я хоть и не полиглот, но в языках немного разбираюсь. Ошибка исключена. Здесь каждая строчка с акцентом, присущим тому вахтовику. Надо ехать и немедленно брать его. Эх, если б я прочел записку до начала операции, мы бы это преступление еще вчера раскрыли…

ЮМОРИСТ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ

Задержанный и не думал отпираться. Он сразу признался, что письмо с угрозами – его рук дело. Этот молодой мужчина, примерный семьянин, меньше всего походил на хладнокровного террориста, да и не было у него взрывчатки, чтобы реализовать свои угрозы.

В суде линия его защиты мало отличалась от оправданий множества современных вымогателей. Бисер заявил, что, работая простым стропальщиком, сочиняет на досуге книги. Его давнишняя мечта – написать детективный роман о работе российской милиции. Вот он и решил проверить, так ли хороши сотрудники угро, как о них пишет пресса. А чтобы взглянуть на ситуацию изнутри, Бисер, по его словам, не только шутливое письмо с угрозами сочинил, но и ловко вычислил участников засады, познакомился с ними, напоил чаем.

– Ну и как, по-твоему, работает наша милиция? – спросил позже его Александр Ламанов.

– Ваша милиция работает очень хорошо, – честно признался злоумышленник. – Только шуток не понимает.

Зато «шутку» вахтовика сполна оценил суд. Незадачливого «литератора» признали виновным в вымогательстве и приговорили к трем годам лишения свободы.

Освободившись, он вновь объявился в Ноябрьске. Александр Анатольевич случайно повстречал его на улице. Вскоре тот учинил с кем-то драку и снова угодил за решетку. С тех пор в нефтяной столице его больше не видели.


Сергей ДЕНИСОВ, ветеран ОВД ЯНАО


0

0

0

0

0

0



обновлено: 19:04, 24 сентября 2022

Темы

Праздник, МВД