-6...-8°C

Цифровое ТВ
16+
  • Биопакет проигрывает вредным конкурентам

    07.05.2016 10:10:00

    Биопакет проигрывает вредным конкурентам
    Потребители и производители экологичной продукции пока остаются в меньшинстве.

    – Пакет нужен? – привычно спрашивает продавец, выбивая товарный чек в кассе.

    – Нет, спасибо, я со своим, – салехардка Надежда Сытник давно ходит в продуктовый магазин с полотняной сумкой. Женщина сшила ее сама, но не из соображений экономии – преследовала экологический эффект.

     НАСТРОЙ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

    Надежда продолжительное время жила в канадском Калгари. Многие магазины там придерживаются «зеленой» политики, в которой нет места пластиковому пакету, вредоносному для экологии. Поэтому никаких «маечек» на кассе не только не предлагают, но и не спрашивают – потребители привыкли обходиться без них. С таким настроем северянка вернулась на родину.

    – Вклад небольшой – не выбрасываю в мусор более сотни полиэтиленовых пакетов в год, – говорит женщина, – но в моих силах сделать это для экологии.

    Она замечает, что среди ямальцев подобный подход  – всё еще редкое исключение. Пакеты, как правило, столь же ходовой товар, как хлеб и молоко.

    БИОПАКЕТ  ОКАЗАЛСЯ НЕ У ДЕЛ

    Диана Нестерова из Губкинского тоже переживает за состояние окружающей среды. После размышлений пришла к выводу: если такую удобную вещь, как полиэтиленовый пакет, пока сложно исключить из обихода, то, по крайней мере, можно сделать его в разы безопаснее. Тем более что разработана специальная добавка в сырье, которая сокращает двухсотлетний срок разложения полиэтиленовой «переноски» до пяти лет, к тому же обезвреживает «останки».

    Открывая четыре года назад производство биоразлагаемых пакетов ООО «Ямал-пластик», предприниматель Диана Нестерова рассчитывала снабжать своей продукцией магазины в городе и за его пределами. Старту помог окружной грант, первые два года бизнес уверенно поднимался в гору. Производство достигало 130 тонн полиэтилена в год. Но с прошлого года спрос на экологичную продукцию резко пошел на спад. Сегодня инновационная компания выпускает едва более 15 тонн.

    – Наш основной потребитель – это продуктовые магазины шаговой доступности, – поясняет ситуацию Диана Нестерова. – В 2015 году в Губкинский зашли крупные федеральные сетевые магазины. Маленькие магазинчики начали закрываться, потребитель предпочел ходить за продуктами в гипермаркеты.

    «Ямал-пластик» пытался сотрудничать с сетевиками. Но те работают с крупными поставщиками, схема поставок давно отлажена…

    СПАСАЮТ  ТОЛЬКО БУТЫЛКИ

    Сегодня у Нестеровой есть заказчики в Ноябрьске, Новом Уренгое, Надыме и даже Шурышкарском районе. Но перспективы «пакетного» бизнеса далеко не радужные. Кризис пройдет, а сетевые магазины вокруг останутся. Расширять же географию поставок выше, на север региона, мешает сложная логистика.

    – В принципе, себестоимость биоразлагаемого пакета ненамного выше обычного, – говорит Диана Ралифовна, не раскрывая цифр. – На тонну сырья добавляется один процент, или сто граммов, специализированной добавки. Она не столь дорогая, поэтому и разница в цене незначительная.

    Пока «Ямал-пластик» держится на плаву благодаря другой линии – производства пластиковых бутылок для Губкинского молокозавода, тоже биоразлагаемых. «Здесь спрос стабильный. Пока существует местный молокозавод, существуем и мы», – говорит Диана Нестерова.

    Нюансы

    «ЗОЛОТЫМИ» ПАКЕТЫ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЛОГИСТИКА…

    Ирина Локтионова, директор по развитию торговой сети магазинов «Кристалл» в Салехарде:

    – Мы планировали перейти на «зеленые» материалы фасовки и упаковки товара. Рассматривали возможность использовать бумажные пакеты, но пока цена значительно дороже привычного полиэтиленового. На сегодняшний день закупили лишь небольшую партию для хот-догов и булочек.

    За предложениями поставщиков пакетов наблюдаем постоянно, ориентируемся на более выгодные условия.

    Сейчас для нашей сети мы закупаем пакеты в Москве, доставляем железнодорожным транспортом сами. Объем достаточно большой – 200 тысяч фасовочных пакетов и столько же пакетов-«маек». Если наши ямальские производители полиэтиленовой продукции, да еще и экологически чистой, справятся с таким заказом, мы готовы рассмотреть предложение. Важна и цена доставки, чтобы пакет не стал «золотым». Если губкинская компания решила вопрос логистики, почему бы и нет?..

    Во как!

    БИОРАЗЛАГАЕМЫЙ ПЛАСТИК УСПОКАИВАЕТ ЛИШЬ СОВЕСТЬ…

    Минприроды стимулирует российских производителей использовать экологически безопасную упаковку.

    Открытые источники сообщают, что в феврале ведомство утвердило перечень товаров и упаковки, по окончании срока использования которых образуются биоразлагаемые отходы. Их производителям обещают налоговые льготы. Так вот, биоразлагаемых пластиковых пакетов в этом перечне нет!

    Дело в том, что биопакетами сегодня называют полиэтиленовые пакеты с биодобавкой-деградантом. Правильнее их называть оксоразлагаемыми, поскольку они распадаются под действием света и кислорода на мелкие пластиковые частицы. Эта пластиковая пыль накапливается в почве, попадает в атмосферу и воду, но это в лучшем случае. Реальность такова, что на российских свалках отходы лежат без доступа воздуха, 90 процентов так называемых биоразлагаемых пакетов не разлагается. Так что оксоразлагаемые пакеты – это не более чем средство для успокоения совести, делают вывод в Агентстве гражданской журналистики «Ридус».

    Поскольку этот вид полиэтиленовых пакетов не вошел в перечень Минприроды, то их маркировка под видом «биоразлагаемых» теперь противоречит законодательству. Значит, у обычной «авоськи» вообще не осталось конкурентов.

    Светлана Муртазина
    Светлана Муртазина

    Автор
    +7 (34922) 3-30-37
    svetline@inbox.ru

    Андрей  Ткачёв
    Андрей Ткачёв

    Фотограф
    atk1000@yandex.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...