Деньги или ваучер. При возврате авиабилетов появилась альтернатива | «Красный Север»
0°C

Экономика

Деньги или ваучер. При возврате авиабилетов появилась альтернатива

Вместо денег за неиспользованные перелеты авиакомпании начали предлагать сертификаты, ваучеры и депозиты. Насколько интересны эти предложения и можно ли отказаться?


Для северян тема поездок, пожалуй, всегда одна из самых актуальных. Маршрут отпуска тщательно прорабатывается, просчитывается, билеты покупаются загодя. Но всё, как показало коронавирусное «нашествие», может поменяться в один миг. После чего злободневным стал вопрос – обменивать билеты или сдавать?

Плюс бонус

О том, что билеты на отмененные заграничные рейсы можно вернуть, говорится с марта. А что с внутренними перелетами? Из-за угрозы распространения COVID-19, самоизоляции и возможного двухнедельного карантина многие вынуждены менять планы. И заваливают авиакомпании обращениями... 

На сайтах перевозчиков стали появляться предупреждения о том, что из-за высокой нагрузки обработка документов занимает намного больше времени. На решение вопроса и ответ может уйти не меньше месяца, а то и двух. С деньгами та же история. Массовый возврат серьезным образом испытывает и бюджеты перевозчиков, поэтому некоторые начали вводить альтернативу.

Одним из первых это сделал лоукостер «Победа», отменивший полеты по всем направлениям с 1 апреля по 31 мая. Как говорится на сайте перевозчика, деньги за билеты полностью вернут клиентам на счета личных кабинетов. Плюс дадут бонус – скидку в 10 процентов. До 1 июня 2021 года средства можно потратить на любую поездку с «Победой». Если за год такой потребности не возникнет, тогда их переведут на банковский счет несостоявшегося пассажира. 

«Уральские авиалинии» предлагают сразу два варианта «безденежных» расчетов за неиспользованные билеты. Первый – получить бонусы на личный счет участника программы «Крылья», второй – сертификат на три года, с доступом к распродажам по самым низким ценам. 

Сертификат внедряет и S7. Его выдают даже тогда, когда билеты были невозвратными по тарифам «Эконом Базовый» и «Бизнес Базовый», но с удержанием тысячи рублей за каждый проездной документ. При более высоких тарифах на сертификат вернут всю сумму, плюс добавят еще 10 процентов, если рейс отменен.

«ЮВТ Аэро» и «РусЛайн» пока предлагают классические обмен билетов или возврат денег в зависимости от условий тарифа и ситуации.

Авиакомпания «Ямал» сразу предложила пассажирам весьма комфортные условия. Без штрафных санкций разрешили вернуть невозвратные билеты с вылетом в период 16 марта – 1 июня. По данным департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, уже сдано свыше 30 тысяч билетов. Но пока об альтернативе в виде сертификата или ваучера на сайте регионального перевозчика нет ни слова.

На прежних условиях еще работает «Аэрофлот», хотя, по данным центральных СМИ, крупнейшая авиакомпания в стране прорабатывает вариант с ваучерами. Это подтвердили «КС» и в кол-центре.

В «ЮТэйр» правила возврата и обмена обновили 1 апреля. Даже самые дешевые билеты теперь можно сдать, но с удержаниями. Инициативу по введению ваучеров, милей, сертификатов и депозитов вместо возврата денег авиакомпания поддерживает полностью. Как «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии», югорский перевозчик подписался под письмом в адрес российского правительства, где обосновывается необходимость альтернатив. Об этом заявил генеральный директор «ЮТэйра» Андрей Мартиросов на прошлой неделе во время совещания под руководством губернатора ХМАО Натальи Комаровой.

Законодательство надо поменять

Письмо в Кабмин направила Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта. В нем предлагается изменить требования к возврату денег за билеты на отмененные рейсы при форс-мажоре, коим можно считать нынешнюю пандемию, и позволить авиакомпаниям выдавать ваучеры или подобные документы.

Такие поправки в законодательстве, как подчеркивается в обращении, помогут авиакомпаниям сохранить деньги клиентов и гарантировать их использование после стабилизации ситуации. Доводы подтвердили цифрами. На сайте ассоциации говорится, что за две недели апреля пассажиропоток уменьшился по сравнению с этим же периодом 2019 года на 89 процентов, средняя занятость кресел составила всего 31 процент. 

Признать депозитные ваучеры законной альтернативой возврату денег ранее призвала и Международная ассоциация воздушного транспорта. Ее генеральный директор Александр де Жюньяк, характеризуя итоги февраля, отметил, что отрасль сбита кувалдой под названием COVID-19. И это самый большой кризис, с которым когда-либо сталкивались авиакомпании.

Идею отсрочки и депонирования поддерживает Ассоциация туроператоров страны – для своей отрасли. В противном случае, по мнению исполнительного директора Майи Ломидзе, компаниям, с которых клиенты сейчас требуют полных расчетов, может грозить банкротство. Это значит, что туристы рискуют не увидеть ни отдыха, ни денег.

ДЕТАЛИ 

Карантин подтвердит справка или больничный

На что рассчитывать тем, кто отказывается от поездки из-за пандемии и сдает билеты?

Ресурс «СтопКоронавирус.РФ» и Роспотребнадзор подготовили ответы на часто встречающиеся вопросы, связанные с возвратом билетов.

– При отмене или изменении в расписании заграничного рейса пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку. Иностранные компании вернут сумму тарифа.

– Билеты на поезда, отравляющиеся с 11 апреля по 1 июня, можно вернуть. Это касается и безвозвратных.

– Подтвердить нахождение на карантине для сдачи билетов и получения всей суммы можно справкой от медицинского учреждения или больничным листом с кодом «03».

Больше разъяснений – на сайте Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей.

КОММЕНТАРИЙ

Эксперт предупредила о последствиях билетных споров

Можно ли отказаться от альтернатив, предлагаемых авиакомпаниями, и настоять на возврате денег, «Красный Север» узнал в Управлении Роспотребнадзора по ЯНАО.

Для начала надо понимать следующее: вопрос с ваучерами законодательно не решен. Поэтому все инициативы перевозчики вводят в частном порядке, не налагая жестких обязательств на пассажира.

– Рассмотреть подобное предложение от авиаперевозчика, который отменил или перенес рейс, конечно, можно, – подчеркнула начальник отдела защиты прав потребителей Оксана Широкова. – Но если потребитель выразил желание отказаться от воздушной перевозки и настаивает на получении потраченных на билеты финансов, то авиакомпания обязана эти средства вернуть.

Соответственно, если перевозчик отказывается и предлагает только ваучеры или депозиты, то по действующему законодательству это расценивается как нарушение прав потребителя. 

Это правило при отмене рейса или его переносе действует независимо от того, возвратным был билет или нет. А также распространяется на случаи, когда рейсы в силе, но из-за введения карантина, что подтверждается медицинскими документами, пассажир вынужден был отказаться от перелета.

Если же компания станет упорствовать и навязывать купоны вместо денег, а человеку остро потребуется «наличка», разрешить спор сможет только Фемида. 

– Стоит понимать, что рассмотрение обращения, ответ на него и возможные баталии в суде, если в возврате денег отказали, займут существенное время. Не исключено, что в дальнейшем авиакомпании будут обжаловать судебные решения, а это затянет процесс. Поэтому мы обычно советуем рассмотреть все возможные варианты урегулирования ситуации в досудебном порядке, – отметила эксперт.

Добавим, что в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО поступило более 300 устных и почти два десятка письменных обращений, связанных с поездками. Большинство из них касалось турпутевок, а не билетов.


0

0

0

0

0

0



Темы