К недоступным кладовым Ямала тянутся по морю и по суше | «Красный Север»
0°C

Экономика

К недоступным кладовым Ямала тянутся по морю и по суше

Создание на Ямале уникальной транспортной инфраструктуры позволяет начать разработку новых месторождений. А это, в свою очередь, ускоряет социально-экономическое развитие региона и повышает благосостояние ямальцев.


На этой неделе «Газпром нефть» объявила о том, что завершила создание логистической схемы транспортировки нефти с Новопортовского месторождения на полуострове Ямал. Это крупное месторождение: извлекаемые запасы по категориям C1 и С2 составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа. Оно было открыто еще в 60-е годы прошлого века, однако, возможность его разрабатывать появилась только сейчас.

– Несколько десятилетий никто не мог подступиться к богатым ямальским месторождениям именно из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Найдя единственный рентабельный путь вывоза арктической нефти, создав эффективную логистическую схему, мы не только обеспечили развитие Новопортовскому месторождению, мы «распечатали» новую крупную нефтяную провинцию, – заявил в Салехарде первый заместитель генерального директора «Газпром нефти» Вадим Яковлев.

По словам топ-менеджера нефтяной компании, на этапе отработки логистической схемы для Нового Порта рассматривалось 12 вариантов транспортировки арктической нефти, включая нефтепровод и погрузку на железную дорогу. Но выбрали морской путь.

В акватории Обской губы был построен уникальный нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», а на верфях – шесть танкеров ледового класса серии «Штурман» и два мощных ледокола «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». Оптимальный алгоритм движения судов обеспечивается с помощью аналитической системы «Капитан». Благодаря этому с 2016 года «черное золото» с Новопортовского месторождения отгружается круглый год, а нефтяники смогли приступить к разработке следующих залежей углеводородов в южной части полуострова Ямал.

– Строительство инфраструктуры – ключевое звено в решении стратегической задачи по освоению Арктики. Без создания надежного транспортного сообщения невозможна разработка новых перспективных месторождений, которые в большом количестве находятся на севере округа, – подчеркнул губернатор Дмитрий Артюхов.

К слову сказать, Бованенковское месторождение на полуострове Ямал «Газпром» смог «распечатать» только тогда, когда была создана транспортная инфраструктуры в виде железной дороги «Обская-Бованенково».

Сейчас наступает черед строительства Северного широтного хода. По самым скромным оценкам, в коридоре направления СШХ содержатся 738 млрд кубометров газа и около 170 млн тонн нефти и конденсата. Скоро наступит и их черед.

Рыбный «косяк» увеличится в 30 раз

Если на восток по Северному морскому пути уже отправляют газ и нефть, то с востока на запад, как уже писал «Красный Север», планируется везти рыбу. Последние несколько лет морем с Дальнего Востока отправляется в европейскую часть страны ежегодно около 3 тысяч тонн горбуши, кеты и нерки. Росрыболовство уже к 2023 году намерено поднять эти объемы в тридцать с лишним раз.

– Мы сейчас с «Росатомом» активно ведем эту программу, прорабатываем возможность маршрутных отправок и экспедиций… Мы видим возможность повысить такие отгрузки до 100 тысяч тонн в год. Для проекта, который сейчас прорабатывается, необходимо создать дополнительную инфраструктуру на Камчатке, но в течение трех-четырех лет такую перспективу с «Росатомом» видим, – заявил журналистам глава ведомства Илья Шестаков.

Рыба будет поставляться в порты Архангельска и Мурманска, в том числе с помощью атомного контейнеровоза «Севморпуть». В Архангельской области, например, строятся два рыбоперерабатывающих завода совокупной мощностью 100 тысяч тонн в год и пять современных рыбопромысловых судов.

Кроме того, Росрыболовство всерьез рассматривает возможность рыбного промысла в центральной части Северного Ледовитого океана – за пределами 200-мильной экономической зоны. До недавнего времени считалось, что рыбы здесь нет. Однако, потепление в Арктике привело к тому, что небольшие косяки промысловых рыб начали попадаться и в центральной части высоких широт.

Это, в свою очередь, открывает новые перспективы и для ямальских рыбаков. Сейчас вылов рыбы в ЯНАО ведется на реках и в прибрежной зоне. Но по мере дальнейшего потепления на столах жителей региона может появиться и арктическая треска.

ЦИТАТА

«Центр добычи смещается на север, поэтому ключевая задача – строительство инфраструктуры. Значение Северного широтного хода-2 – не только в создании эффективной логистики для недропользователей, но и в обеспечении подходов к новым месторождениям. Сейчас стоит задача по опережающему развитию Арктики. Чтобы решить её, важно вовремя создавать инфраструктуру», –губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов.

ЦИФРА

735 млрд рублей будет вложено до 2024 года в развитие Северного морского пути


Подготовил Вадим Пономарев 


0

0

0

0

0

0



Темы