Хозяйка «живого серебра»: взгляд с берега | «Красный Север»
0°C

Агропром

Хозяйка «живого серебра»: взгляд с берега

– Мы почти не спим и не едим, – рассказывает  Лилия Орехова, приемщик рыбы в поселке Горнокнязевск. – Холодильники переполнены. Принимаю рыбу одна. Зачем мне помощник?  Я сама много лет справляюсь прекрасно.  У меня всё по совести: привезли – записала.


ВЕСЫ – ГЛАВНЫЕ В ДОМИКЕ

Лилия приехала из Костромы. Работает в Горнокнязевской общине уже 17 лет. Воспитывает дочь. Встретившись с героиней на улице, и не подумаешь о суровости ее будней. Она в самом деле красавица: широкая улыбка, маникюр и легкая искра в глазах – словом, само женское обаяние. Только вот вместо платья и шпилек – спецодежда и калоши.

Мы стоим внутри холодильного цеха – небольшой хижины на берегу Оби. Работа в разгаре. Двое пожилых мужчин с усилием переносят из бударки в цех свой улов – блестящих налимов. Главные в домике – даже не холодильники – весы. Прямо при мне на них обрушивается переполненный ящик с рыбой. Внутри речные жители каких-то исполинских размеров из последних сил цепляются за жизнь, то и дело подергивая хвостами. Через секунду на счетчике появляются синие цифры: 446 кг.

– Отлично. Давай заноси следующих! – кричит женщина и спешит зафиксировать увиденное число. Два шага влево и она около  своего рабочего места. Здесь всё, как в офисе: стол, блокнот учета, калькулятор и ручка. Только вместо президентского портрета перед глазами железный настил. После взвешивания нужно определить, куда рыбу разместить. Тут Лилия, словно виртуозный дирижер, ловко управляется сразу с несколькими рыбаками, показывая, куда оставить ящики.  Места в холодильной мало, но еще есть.

Рыбаки отправляются в новый путь, за следующей партией. Ласковое напутственное «Удачи!» Лилии вызывает улыбку на лицах речных охотников.

БУДАРКИ ПЕРЕХОДЯТ ПО НАСЛЕДСТВУ

Работа в Горнокнязевске, говорит женщина, кипит круглый год. Летний сезон открывается 16 июня. Зимний сезон начнется сразу, как встанет лед, – в октябре. Тогда рыбаки оседлают своих «Буранов» и вперед – делать лунки и кидать сети.

Ловлей занимается 24 человека. По два рыбака на бударке. Среди них всего  три женщины. Обычно каждая бударка делает по 4 плава в день. Сейчас – только по 2: не хватает места в холодильной. В последние дни одна бударка привозит примерно до полутонны добычи. Основной улов – черная рыба: налим, плотва, щука, а также щокур и пыжьян.

Кстати, бударки тут со своей историей: поселок национальный, а рыба – главный источник дохода. Так что деревянное судно для местных мальчиков – самый ценный подарок. «Сокровище» передается по наследству. Умер отец – бударка перешла сыну. Теперь она – его хлеб.

И СНОВА ПО КРУГУ

Спустя пару часов наблюдений четко понимаешь: рабочая жизнь в поселке крайне сложная. Монотонная. Идущая в одну ногу с постоянной сыростью и физической нагрузкой.

Но вот опять  рыбаки выходят  из бударки с уловом, передают хозяйке еще пару сотен кило «живого серебра» и обратно – закидывать сети. Всё по новой.   Пошел третий круг.

А на берегу вновь вырисовывается фигура женщины с нежным цветочным именем. Посмотришь на нее – и всё как-то само сглаживается: уже не так страшны мороз холодильного цеха, промокшие ноги и пощечины ледяного ветра.


Тем временем

ЛОВЦАМ НЕ ХВАТАЕТ МЕСТА ДЛЯ ЗАМОРОЗКИ И ХРАНЕНИЯ РЫБЫ

Глава Горнокнязевской общины Максим Грищенко подтвердил, что такая проблема существует.

– Ловить нам в большем количестве нет смысла, – говорит он. – Салехардский комбинат не принимает рыбу. Происходит это потому, что на самом предприятии не хватает места для рыбы. Ее везут из других мест, например, из Аксарки. Вопрос этот волнует нас не первый год, холодильников реально не хватает. Нам нужно больше оборудования. На решение это вопроса требуется около миллиона рублей.


0

0

0

0

0

0



Темы