Китайцы обязались купить 20 процентов завода, который построят на Гыдане | «Красный Север»
0°C

Экономика

Китайцы обязались купить 20 процентов завода, который построят на Гыдане

У «Арктик СПГ 2» появилось сразу два китайских партнера. В Пекине подписаны соглашения об условиях вхождения в ямальский проект компаний CNODC и CNOOC. 


Первая – «дочка» китайской национальной корпорации CNPC, владеющей пятой частью производства сжижения газа в Сабетте. Вторая – нефтяная корпорация, третья по величине в стране. Подписи под документами появились на полях Второго форума «Один пояс – один путь».

Леонид Михельсон, глава «НОВАТЭКа», напомнил, что проект «Арктик СПГ 2» будет инновационным для мирового газового рынка. 

– Мы вместе запустили проект «Ямал СПГ» в рамках бюджета и с опережением первоначального графика, что является уникальным достижением для мировой газовой отрасли, – напомнил он. 

По новому соглашению китайские компании обязались приобрести по 10 процентов акций второго проекта. Напомним, что еще 10 процентов доли продано французскому концерну «Тоталь».

Приоритетные проекты названы

Большую российскую делегацию на Втором форуме «Один пояс – один путь» в Пекине возглавляет президент. 

Перед началом визита Владимир Путин дал интервью ведущему китайскому изданию «Жэньминь Жибао», в котором отметил, что еще в 2015 году договорился с председателем КНР Си Цзиньпином о сопряжении проекта строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути». В развитие этого 17 мая 2018 года было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР.    

– Ожидаем, что уже в ближайшие месяцы документ вступит в силу и стороны без промедления приступят к его реализации, – заявил Владимир Путин. 

Приоритетными он назвал проекты в области транспорта, энергетики, экологии, торговли, финансов, цифровой экономики. 

– Уверен, что по итогам предстоящего Второго международного форума «Один пояс – один путь» в Пекине, в котором планирую принять участие, продвигаемые нашими странами интеграционные процессы на евразийском пространстве получат новый мощный импульс для развития, – добавил Президент России.

Газ ждут на востоке

«Разогревать» Севморпуть в восточном направлении будет в том числе «Арктик СПГ 2» – до 85 % его продукции будет экспортироваться в страны АТР. Новый завод по сжижению природного газа появится на Гыданском полуострове, где расположены запасы Утреннего газоконденсатного месторождения, лицензия на разработку которого принадлежит «НОВАТЭКу».

Запасы месторождения, напомним, составляют от одного до двух триллионов кубов природного газа и около 100 миллионов тонн газового конденсата. Новое производство возведут в три этапа с запуском первой очереди в 2023 году, мощность каждой – по 6,6 миллиона тонн в год. 

«Лидер» сделает экономику интересной

В «НОВАТЭКе» разработали собственную концепцию круглогодичного вывоза СПГ как в западном, так и в восточном направлениях по Севморпути. Ее представили во время недавнего Арктического форума, состоявшегося в Санкт-Петербурге. Для круглогодичной навигации на маршруте достаточно иметь пять атомоходов с мощностью энергетической установки в 60 МВт, которые возьмут на себя проводки по восточному участку, и четыре ледокола на сжиженном природном газе – для работы на более легком западном участке. 

Кроме ледокольного флота, понадобится возвести два перевалочных пункта на Камчатке и в Мурманске – чтобы специализированный флот газовозов работал наиболее эффективно. Просчитать необходимое для вывоза продукции количество газовозов типа Arc7 в компании намерены до конца 2019 года. 

Напомним, что первые серийные атомные ледоколы типа ЛК-60 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» должны быть сданы Атомфлоту в 2020, 2021 и 2022 годах. Вопрос о вводе в строй четвертого и пятого судов к 2025 году пока не решен окончательно. Но при этом в Атомфлоте заявляют, что смогут обеспечить навигацию с учетом продления срока службы действующих ледоколов «Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач» и «Таймыр», которые смогут доработать до появления атомохода проекта «Лидер», мощностью 120 МВт. 

В «Росатоме» также высказывали сомнения в необходимости постройки ледоколов на СПГ, отмечая, что их стоимость может сравняться с затратами на атомоход. Но в «НОВАТЭКе» предлагают исходить из фактического течения дел. Если существующий флот сможет обеспечить вывоз прогнозируемой грузовой базы, то ледоколы на СПГ могут и не понадобиться. В противном случае компания построит их за свой счет. 

По оценкам Леонида Михельсона, появление на Севморпути ледокола «Лидер» сделает экономику перевозок по восточному маршруту «очень интересной». В самые сложные ледовые месяцы скорость проводки газовозов на восток составит 8–9 узлов, а атомоход сможет увеличить ее до 11–13 узлов.

Туда рыба, обратно лес

В свою очередь, компания «Росатом», которая определена правительством в качестве оператора СМП, через год планирует открыть в Мурманской области ситуационный центр арктического судоходства на базе ФГУП «Атомфлот». Он займется на коммерческой основе прокладкой наиболее оптимальных маршрутов во льдах, что очень важно для оптимизации расходов судовладельцев.

Другое судно корпорации – единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть» – планирует этим летом совершить три рейса из Петропавловска-Камчатского до российских северо-западных портов с камчатской рыбой. 

– Пока что мы рассматриваем три порта: Усть-Луга, Мурманск, Архангельск и Санкт-Петербург, – рассказал на выставке «ТрансРоссия» генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатки» Николай Пегин. – А для обратной загрузки можно взять, например, лесные грузы. Это реально.

КСТАТИ

Концепцию «Один пояс – один путь» еще называют Новым шелковым путем. Она появилась в Китае в 2013 году как интеграционная государственная программа инвестирования в транспортно-экономические проекты, стимулирующие развитие производства и экспорта китайской продукции по всему миру, но в первую очередь на направлении Восток – Запад. 


0

0

0

0

0

0



Темы