На «мёртвую дорогу» вызвали военных геодезистов | «Красный Север»
0°C

Экономика

На «мёртвую дорогу» вызвали военных геодезистов

«РЖД» в этом году реконструирует железнодорожную ветку Чум – Лабытнанги, правительство задумалось над тем, чтобы продлить Северный широтный ход дальше на восток – до Норильска, а на Камчатке будет создан крупнейший перевалочный хаб на трассе Северного морского пути. Об этом – в очередном выпуске «Трансполярной магистрали», специальном обзоре «Красного Севера» транспортной инфраструктуры в Арктике.


Расчищают пути

«Российские железные дороги» («РЖД») наконец-то прервали долгое молчание и начинают понемногу посвящать общественность в конкретные планы по строительству Северного широтного хода (СШХ). 

«РЖД» – ключевой участник этого проекта общей стоимостью 236,7 миллиарда рублей. На эти деньги к концу 2023 года должно быть построено и реконструировано, с учетом подходов, 2353 километра железнодорожной инфраструктуры от Коноши (Архангельская область) до Коротчаево (ЯНАО). При этом самую сложную и дорогую часть, включая мост через Обь, от Лабытнанги до Надыма (353 километра) построит концессионер (частный инвестор) – специальная проектная компания. Участок от Надыма до Пангод (104 километра) под движение 24 миллионов тонн в год реконструирует «Газпром». А все остальное – за «РЖД».

С этой точки зрения интересны вложения, которые железнодорожная монополия намерена сделать в этом году в модернизацию тех участков Северной (СЖД) и Свердловской (СвЖД) железных дорог, которые имеют непосредственное отношение к СШХ. 

Так, по СвЖД цифры скромненькие. В развитие этой магистрали, по сообщению ее службы корпоративных коммуникаций, «РЖД» намерено инвестировать 25,8 миллиарда рублей. Из них на «арктическую» часть, продолжение проектно-изыскательских работ на участке Коротчаево – Новый Уренгой – Пангоды, придется более миллиарда рублей.

По СЖД ситуация куда интереснее. По данным инвестиционной службы этой дороги, только на территории Республики Коми инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры возрастут почти втрое – с 2,8 миллиарда рублей в прошлом году до 6,8 миллиарда рублей в году нынешнем. Причем половина этой суммы предназначена конкретно для создания Северного широтного хода. 

«В рамках усиления железнодорожной инфраструктуры запланировано строительство восьми разъездов, 240 километров главных путей и 180 километров линий автоблокировки. Будет выполнена реконструкция примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги. На всем протяжении участка предполагается усиление железнодорожного полотна, строительство вторых путей, полная модернизация станций транспортировки, чтобы через них могли проходить составы грузоподъемностью в 6 тысяч тонн и более, ремонт инфраструктуры, реконструкция имеющихся домов отдыха локомотивных бригад и строительство новых», – обозначил «Гудку» объем работ по созданию СШХ заместитель начальника СЖД по территориальному управлению Дмитрий Ставров. 

Впрочем, ямальцы, которым в прошлом году приходилось ездить поездом из Лабытнанги в Воркуту или Москву, уже сами заметили эти изменения на участке Харп – Сейда. 

Продлят до Норильска

Сказав «А», государство думает сказать и «Б». Именно так можно расценить информацию о том, что в этом году специальная экспедиция Русского географического общества, Российского центра освоения Арктики, Российского университета транспорта, военно-топографического управления Генерального штаба ВС РФ, экспедиционного центра Министерства обороны и Сибирского экспедиционного центра проведет разведку маршрута от станции Коротчаево до Норильского промышленного района. То есть, по сути, пройдет по маршруту 503-й стройки, которая, как и 501-я, была прекращена со смертью Сталина. 

Через несколько лет 501-я стройка в виде нынешнего Северного широтного хода будет все же закончена. Ее достроят свободные люди в совершенно других экономических и политических условиях. Но необходимость этой железнодорожной магистрали сейчас, спустя 70 лет, стала еще более очевидной. У нее очень четкая экономическая схема, а выгоды, которые в долгосрочной перспективе получат жители, весь Ямало-Ненецкий автономный округ, а также соседи по Уралу и Арктике, вся Россия в целом, намного превышают вложения в реализацию. 

Экономические перспективы продления СШХ до Игарки, Дудинки, а потом и до Норильска пока не столь очевидны. Однако ямальские власти уверены, что они есть. 

«Продление Северного широтного хода на восток предоставит дополнительные возможности по развитию удаленных районов Ямало-Ненецкого автономного округа. В перспективе весь пояс поселений в регионе будет включен в единую транспортную систему страны. Поддержка этой экспедиции – это инвестиции в жизнь будущих поколений северян», – передала мнение на этот счет заместителя губернатора, директора окружного департамента внешних связей Александра Мажарова пресс-служба главы Ямала.

В любом случае участие в экспедиции по маршруту 503-й стройки военных топографов Генштаба – это очень серьезно. Со времен царской России именно Генштаб в нашей стране занимался стратегической разведкой и планированием освоения неизведанных территорий. 

Количество хабов растет

По мере наращивания объема судоходства по Северному морскому пути будет нарастать и конкуренция между арктическими регионами за право развивать северные порты. Об этом говорили и на прошедшем в середине февраля Российском инвестиционном форуме в Сочи. 

На трассе СМП должно быть как минимум два полноценных хаба – в восточной и западной части этого маршрута. Так поступает, например, «НОВАТЭК», создавая на Камчатке и в Мурманской области терминалы по перегрузке сжиженного природного газа, приготовленного на Ямале. Логика проста: танкер-газовоз усиленного ледового класса забирает газ в Сабетте, доходит с ним до перегрузочного терминала на СМП и там перегружает на более удобные для дальнейшей транспортировки по теплым водам суда. Такой же схемы придерживаются и представители самой высокомаржинальной группы перевозчиков – контейнерной.

До недавнего времени предполагалось, что западный контейнерный хаб должен располагаться в Мурманске. Однако на форуме в Сочи губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что эта площадка должна располагаться в его регионе. И даже заключил соглашение с Камчаткой о том, что Ленобласть поможет создать контейнерный хаб возле Петропавловска-Камчатского и в дальнейшем наладить грузопоток между этими двумя хабами. 

«Мы предполагаем, что будет два хаба. Один будет построен на Камчатке, куда азиатские страны будут доставлять грузы. Большие суда, так называемые 200-тысячники, будут привозить их в Приморский порт (Ленинградская область). И уже из Приморского порта хабами разбрасываться по Европе, по Северной Европе, на Британию и даже на северное побережье Африки, до Средиземного моря. Это уникальный проект, который, я надеюсь, будет реализован», – заявил он в эфире «Открытой студии» «КП». 

«Соглашение, которое мы подписали, для нас является очень важным, потому что коллеги предлагают построить терминал у нас в Авачинской бухте для обработки контейнеров, которые будут перевозиться Севморпутем с западной точки нашей страны и в обратном направлении», – прокомментировал этот проект губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. 

Питерские логисты прибудут на Камчатку для выбора места под будущий контейнерный порт уже в марте.


0

0

0

0

0

0



Темы

Северный широтный ход