На Ямале всегда сезон: сиги, чумы и «Кедрофест» | «Красный Север»
0°C

Экономика

На Ямале всегда сезон: сиги, чумы и «Кедрофест»

Ушедший в архив 2019 год стал знаковым для ямальского туризма: новые гранты, новые проекты, новые подходы к организации туров. А что те, ради кого около полярного круга танцуют с бубнами и заводят трэколы, чтобы показать самые белоснежные дали, оценили усилия?..


Начнем с одного из главных трендов, объясняющего туристическое поведение. Принцип «быстрее и дешевле», к которому путешественников начали приучать несколько лет назад, вышел за пределы горящих туров и спецпредложений а-ля «три страны по цене одной». Теперь он работает и на внутреннем туризме. О чем это говорит? О том, что намного легче и выгоднее собрать группу для турне по маршруту Тюмень – Ханты-Мансийск – Салехард – Тюмень, чем для недельной заброски на Ямал.

– Главный вопрос, который задает турист: сколько я успею увидеть за эти четыре – семь дней? – поясняет руководитель туроператора «Дискавер Ямал» Зельфира Махмутова. – В программу должно войти не только этническое погружение, чумы и олени. Мы должны дать возможность познакомиться с кухней, с музеями, с разными достопримечательностями, которые будут работать на контрасте. Например, с сохранившимися объектами той же 501-й стройки. Тогда у туриста возникнет ощущение, что он взял от поездки на Ямал максимум впечатлений.

Второй момент, касающийся арктического туризма в целом. Это направление – одно из самых дорогих, сразу после космического. И это без шуток. Отправиться к Антарктиде на лайнере, причем в самой скромной каюте на троих без окна и на нижнем этаже, стоит почти как однокомнатная квартира в Салехарде. Да, примерно за 2,8 миллиона рублей гарантировано трехнедельное счастье с пингвинами и айсбергами! И на эти туры, как и на возможность другой полярной экзотики, нет очередей. Товар дорогой, турист штучный. 

Фото: департамент молодежной политики и туризма ЯНАО
Фото: департамент молодежной политики и туризма ЯНАО

В отличие от природных явлений арт-объект «Звездные сиги» может работать круглый год! Фото: департамент молодежной политики и туризма

ЭтноМир под боком

Серьезным «маячком» стало закрытие журнала «Шпицберген», много лет пропагандирующего северный туризм. И это не просто техническая пауза – это, что называется, до лучших времен. Журнал делали за счет доходов от туризма, и складывается понимание, что прибыль была весьма невелика. И никакие субсидии или билеты со скидками за полгода до поездки не могут облегчить ношу туриста. Арктика так дорога не из-за высоких наценок, а потому что вся экономика здесь с северными коэффициентами, равно как требования к безопасности и комфорту. Посмотрите цены на туры на Камчатку или в Териберку. Первое направление от 80 тысяч рублей, второе – от 23 тысяч. Ямальские туры начинаются от 20 тысяч рублей (цены указаны без учета перелета), и в 2019 году за северной экзотикой чаще отправлялись сборные группы.

Третий весомый фактор – риск непредоставления услуги. Турист приходит сейчас, и, значит, сейчас ему нужен и чум, и олени, и горячий чай в котелке, и готовый тучан (на случай, если захочется купить аутентичную сумочку в подарок). Но вдруг объявят штормовое предупреждение, и вертолет просто не сможет добраться до кочевников? О каком постоянном туре может идти речь в условиях природной непредсказуемости?.. 

Вот тут удалось сыграть на опережение. Благодаря окружным грантам, разыгранным весной прошлого года, удалось «компенсировать» расстояния и погодные капризы. Первый приз и субсидию в три миллиона рублей получила компания «Дискавер Ямал» на проект «ЭтноМир». Первые итоги таковы: недалеко от Салехарда установлен самый настоящий чум. Там проживает семья оленеводов, готовая принимать туристов, независимо от погодных условий. Олени тоже есть. Для фотосессии более чем достаточно. 

– На севере с погодой не шутят. И ехать одним трэколом за 200 километров от Салехарда, чтобы показать настоящий чум и оленей, опасно, – рассуждает представитель туроператора Андрей Савченко. – Да и как подгадать туристу, что вот сегодня мы точно сможем поехать?..  Поэтому необходимо было организовать на комфортном от города расстоянии собственное стойбище с полноценными летним и зимним чумами, оленями. Теперь мы точно можем гарантировать нашим туристам, что, когда бы они не приехали, будет и чум, и олени, и самая настоящая ненецкая семья, которая с удовольствием расскажет про традиции, угостит горячим чаем со строганиной…  И при этом всё будет безопасно и комфортно. 

Чум «ЭтноМира» в декабре оценили первые туристы. С февраля ждут делегации из Москвы и Подмосковья, Турции и Франции. 

И шишки, и сияние

При всей привлекательности этнического и природного ресурса пока туризм в ЯНАО остается событийным. Главная его точка притяжения – День оленевода, который празднуют во всех районах в течение нескольких месяцев. 

Фото: Юлия Чудинова / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Юлия Чудинова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Еще год назад никто не знал, что обычная кедровая шишка может притягивать туристов! Фото: Юлия Чудинова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Мы очень эмоциональный народ, нам нужны яркие впечатления, ­– рассказывает 68-летний итальянец  Луиджи, побывавший на Дне оленевода в Салехарде в прошлом году. – Я поехал, чтобы увидеть, чего нет в других странах мира, – людей, которые живут так, как жили их предки в то время, когда у нас строили Колизей. У нас история в архитектуре, в музеях. А здесь история не запирается за замок и не показывается на витрине. И прикоснуться к такой истории – это прикоснуться к счастью. Это наша «дольче вита», но еще снег и олени. Я прав, да?! И хочу вернуться за этими впечатлениями. 

Конечно, чтобы туротрасль  функционировала, как часы, все 366 дней в 2020 году, нужны и другие «магниты», которые заставят туристов мчаться на Ямал с горящими глазами и полным кошельком, как на итальянские распродажи в «черную пятницу» или на Октоберфест в Германию. 

Над расширением событийного ряда в 2019 году работали в усиленном режиме, приглашали столичных и прочих экспертов. Одним из самых удачных стал фестиваль, получивший грантовую поддержку от округа, – «Кедрофест» в Шурышкарском районе. Вышло очень колоритно. А главное – интересно и туристам, и местным жителям. 

Особняком разрабатывается тема северного сияния. В рамках фестиваля новой городской культуры Аrctic Urban Fest даже родился специальный арт-объект – «Звездные сиги». И впервые появились спецтуры, посвященные охоте за северным сиянием. Минимальная цена – семь тысяч рублей, максимальная зависит от дальности путешествия.

Насколько востребованным будет это направление, покажут итоги зимнего сезона. Но Россия знает немало примеров, когда локальные мероприятия становились точкой притяжения туристов со всего мира. Будь то столичный фестиваль «Черешневый лес» или «Дягилевские сезоны» в Перми. Опыт у Ямала в части организации ярких событийных мероприятий, которых не найти в других регионах страны, есть. Дело за малым: увеличить количество «изюминок» и обеспечить им постоянную «прописку» в календаре. Последнему будут способствовать новые гранты, объявленные профильным департаментом. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Самые белые ночи не в Сочи

В национальном рейтинге, составленном журналом «Туризм и отдых в России», Ямалу отвели незавидное 77-е место. И это не повод для грусти. Просто констатация того, что не все оценочные системы учитывают территориальные особенности. 

Например, в Минстрое, оценивая качество благоустройства и городской среды, давно не меряют всех одной линейкой, потому что корректное сравнение потенциала Москвы и Урюпинска просто невозможно. Так же, как сопоставление комфортности Сочи и Надыма или Тарко-Сале. Пример не случаен. В своих группах по численности населения эти ямальские города, расположенные в суровом климате, стали лучшими. Именно по арктической зоне. 

С мегаполисами же любые сравнения глубинки заранее проигрышные. Понятно, что желающих взглянуть на белые ночи в Петербурге (с учетом доступности, истории и прочих выгод для путешественника) всегда будет в тысячи раз больше, чем в Салехарде или Новом Уренгое. Поэтому, говоря о туризме в стране с разным климатом, историческими традициями и экономическими возможностями, логичнее представлять каждый регион как отдельную систему уникальных координат. И оценивать внутреннюю динамику. 

ЦИФРЫ

176 495 туристов, из них 3756 иностранных, побывали на Ямале в 2019 году.

50 организаций и ИП, осуществляющих турагентскую и туроператорскую деятельность, зарегистрировано в ЯНАО.

40 экскурсионных маршрутов, в том числе транспортных, предлагают сейчас путешественникам на Ямале.


0

0

0

0

0

0



Темы