РГО изучает транспортную систему Сибири и Дальнего Востока | «Красный Север»
0°C

Экономика

РГО изучает транспортную систему Сибири и Дальнего Востока

Проект по изучению транспортной системы Сибири и Дальнего Востока реализуется второй год на грант Российского фонда фундаментальных исследований. Его выполняет московский Институт регионального консалтинга при участии тюменских и ямальских ученых.


Как рассказал генеральный директор вуза Александр Пилясов основная идея проекта – показать, что для обеспечения транспортной доступности на Севере необходима слаженная работа сложной социально-экономической системы. Она включает в себя не только собственно транспортные магистрали, но и социальные взаимоотношения, законодательное регулирование движения, производство и ремонт специализированных транспортных средств.

Нынешний год ученые посвятили полевым исследованиям социальной и нормативной «надстройки» локальных транспортных систем в разных регионах Сибири и Дальнего Востока. Охвачены районы нового освоения (полуостров Ямал), активно развивающиеся (Когалым) и устоявшиеся территории добывающей промышленности (Мегион, Нижневартовск, Радужный, а также горнодобывающие поселки в Магаданской области). Большое внимание уделили изучению территорий, где цикл освоения уже подошел к концу – Новоаганск, или, где состоялось уже несколько волн освоения, связанных со сменой специализации и условий развития – Игарка, Диксон.

Команды ученых во всех районах исследования собрали данные о местных проблемах развития транспортных сетей и локальные «бутылочные горлышки». Но самый главный результат, подчеркнул Александр Пилясов, – это материалы, которые позволят обобщить закономерности работы локальных магистралей, что в свою очередь поможет разработать предложения по улучшению условий транспортной доступности сибирских и дальневосточных территорий.

– Зачастую мало проложить новую магистраль – нужно сделать ее доступной для населения, отладить схему перевозок, и здесь административные барьеры бывают иной раз едва ли менее трудными, чем природные барьеры болот, метелей и мерзлоты. Так, например, в ходе экспедиций 2018 года подняты вопросы о том, что для удешевления продуктов в удаленном поселке зачастую важнее упростить правила передвижения по существующим корпоративным зимникам, чем платить субсидии предпринимателям.

Многие вопросы могли бы быть решены попутным завозом грузов (как это происходит, например, на Севморпути, когда ледоколы попутно доставляют небольшие партии грузов в удаленные поселки), но и для этого нужны соглашения с крупными перевозчиками. А вот для восстановления полярной авиации просто нет необходимых типов самолетов: подходящие модели давно сняты с производства – поэтому нужна радикальная реформа отечественной авиационной промышленности, – прокомментировал Александр Пилясов.

Он отметил, что по итогам проекта ученые дадут рекомендации по оптимизации институционального регулирования транспортного сообщения в условиях Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны страны, а также по завозу грузов в удаленные районы.


0

0

0

0

0

0



Темы