Своё дороже. Но вкуснее | «Красный Север»
0°C

обновлено: 05:57, 02 февраля 2023

Агропром

Своё дороже. Но вкуснее

Местные агрофирмы обеспечивают жителей Красноселькупа и Тольки мясом, молоком, рыбой, овощами. И сезонной работой.


Межсезонье в этом году затянулось. Зимники закрылись в апреле, а первая баржа отправилась из Красноселькупа в Тазовский только к середине июня. Жители райцентра остались практически без овощей больше чем на месяц. В красноселькупской агрофирме «Приполярная» есть полторы тысячи квадратных метров теплиц. Но сажать огурцы и капусту начинают только в начале лета.


ОВОЩИ ПОЯВЯТСЯ РАНЬШЕ

Выход – обогревать теплицы с весны, чтобы в межсезонье обеспечить посёлок свежим овощем. Соответствующее распоряжение дал губернатор Дмитрий Кобылкин: подвести газ к теплицам. Да, в сельском хозяйстве есть и другие необходимые мероприятия. Нужен коровник. Однако теплицы – в первую очередь, настаивает глава округа. Ожидается, что котельная на газу будет построена к осени.

Первый ранний урожай планируется получить в следующем году. А пока сеянцы высадили в открытый грунт только к середине июня. Огурцы, помидоры, капуста, редис, зелень голландских сортов.

– Проблема – найти семенной материал, – говорит Такиулла Шарипов, директор агрофирмы. – Возили из Тюмени, но отказались от этой практики – качество недостаточно хорошее. Брал в Кургане, половина не взошла. В России хороших семян нет. Покупаем в Голландии и Германии через дилеров в Ижевске и под Москвой. И людей отправляю за границу и в столицу – четыре человека учились в Германии, двое – в Подмосковье. Из Тюмени привёз заслуженного агронома России.

Капуста в посёлке нарасхват. В позапрошлом году сняли восемь тонн урожая, в прошлом – уже сорок. Отправили по пять тонн в Тольку и Тазовский, по десять – в Надым и Новый Уренгой. Такой же объём будет и в этом году, говорит директор.

Нечем поливать рассаду. Для полива создаём искусственные водоёмы – ставим ёмкости и заполняем их водой из теплотрасс, чтобы она нагрелась на солнце.

Собственную картошку сажают и в Тольке. Один гектар засеян около посёлка, четыре – подальше, в семи километрах. Дороги туда нет, бригада добирается на «Урале», живёт там, ночует в балке с печкой. Сажают ещё примерно полгектара гороха и овса – специально для лошадей. Они пасутся на зелёном поле до первого снега.

Гороховую делянку любят и сельчане – ближе к осени, когда стручковые созревают, все, кто идёт туда по грибы, заглядывают на поле – полакомиться свежим овощем.


Отец многочисленных пятнистых детёнышей – хряк Махмуд породы белорусская чёрно-пёстрая.jpg

СОВХОЗНЫЕ ХАВРОНЬИ

Поросята очень общительны. За одежду щипают, за галоши треплют. Играют, как дети, в догонялки носятся, рассказывают сотрудники агрофирмы «Приполярная». Питаются комбикормом, обогащённым витаминами. Любят уху. За неё – в драку! Самостоятельными становятся довольно быстро.

Отец многочисленных пятнистых детёнышей – хряк Махмуд породы белорусская чёрно-пёстрая. Его привезли в Красноселькуп уже взрослым. Всего же свиней – в пределах 300 голов в красноселькупском хозяйстве, около 220 – в толькинском. Этого достаточно, чтобы полностью закрыть потребность в мясе в обоих посёлках.

– За прошедшую неделю забили десяток свиней. Нарасхват! Причём в Тюмени цена парного мяса доходит до 600 рублей. У нас – 300, – говорит Такиулла Галиуллович.


В Тольке доят около 220 литров в сутки.jpg

ЦЕННАЯ МОЛОЧКА

– Творог уже продала, его было восемь килограмм, осталась только сметана, её тоже быстро разбирают, – подтверждает продавец Зубаржат Сайфутдинова. Нам повезло, один стаканчик сметаны достался. А как в магазине пахнет копчёным салом!

Стоимость молока складывается в том числе из затрат на корма, которые завозят по зимнику. И есть нюанс: финансирование начинается с конца марта, когда сезонные дороги уже закрываются. Как успеть доставить сено до начала весны?

– Договариваюсь с частниками, – рассказывает Такиулла Галиуллович. – Идёт водитель порожняком на месторождение – в Тюмени я даю ему на топливо 30 тысяч, и он везёт сено. Выгружаем тут, добавляем ещё 40. Остальную сумму отдаю, когда финансирование открывается, к началу апреля рассчитываюсь со всеми.

Молоко расфасовывают в бутылки. Пока жители посёлка не разъехались по отпускам, реализовать весь суточный объём несложно – расхватывают и молоко, и сметану. Летом, когда улицы пустеют, сбывать товар становится сложнее. Молоко сроком хранения до шести дней можно отправлять и в Тазовский, и в Тарко-Сале. В прошлом году возили в Новоуренгойскую больницу.

– Идём на масло. Я против этого, но вынужден производить продукцию длительного хранения, – говорит производитель.

Цифры по молоку тоже растут ощутимо. В позапрошлом году в агрофирме «Приполярная» получили 64 тонны, в прошлом – 92 тонны. В этом к середине года уже под пятьдесят.

В Тольке доят около 220 литров в сутки, рассказал замдиректора агрофирмы Раиль Калиев. В магазин завозят 150 – и раскупают быстро. Остальное уходит на сепаратор. Производят сметану, творог, «быстрый» сыр (из сорокалитровой фляги получается три килограмма). Ухватить их считается везением.

Сыворотку, оставшуюся от производства сливок, с этого года разливают в бутылки и продают.

Замдиректора Ирина Александровна предложила не только продавать сыворотку, но и производить на её основе напитки с брусничным и клюквенным соком. На прилавках совхозного магазина появился и холодец. Все продукты сертифицированы, что было непросто: быстропортящийся напиток нужно было передать в Тюмень, состыковать рейсы. И никаких консервантов:

– Какие консерванты в нашей деревне! – машет рукой директор.

Не только молочку продаёт и агрофирма «Толькинская». В холодильниках магазина – пельмени и котлеты собственного производства, кровяная и домашняя колбаса. Собирают заявки на свинину – кому лопатка нужна на семейный праздник, кому задняя часть. Как только набирается 100 килограмм, проводят убой. Парное мясо разбирают быстро, а если оно полежит в морозилке два-три дня – уже не берут, рассказывает замдиректора фирмы.


РАБОТА НА СЕЗОН

В кабинет Такиуллы Галиулловича весь июнь не прекращается паломничество безработных, в основном коренных. Наступает сезон, и директор проводит собеседования почти непрерывно.

– Баловаться будешь? Смотри, если будешь – сразу выгоним, нянчиться не станем. Закодируешься, тогда возьму на работу, – внушает работодатель.

С вечной проблемой маленьких посёлков – пьянством – он знаком не понаслышке. Один за порог, сразу входит следующий.

– Откуда? Какого года? Где работал?.. По срочному договору на месяц. На теплицы, на сортировку рыбы. Покажешь себя – возьмём. Нет – до свидания. Согласен?

– Конечно.

– Вот та девочка хорошо зарекомендовала себя на капусте, в этом году тоже её возьму, – директор агрофирмы кивает на дверь, закрывшуюся в очередной раз.

Поработать летом хотят многие. Коренных отправляют в основном на рыбалку, на охоту – добывают полевую пушнину: белку, горностая, шкурки продают населению. Средняя зарплата по предприятию – 39 тысяч. А устроиться особо и некуда, большая часть предприятий в Красноселькупе – бюджетные: администрация района и посёлка, школа, садик, прокуратура, суд, полиция, почта, связь... Поэтому идут в агрофирму, где требовательный руководитель: «Не работаешь – иди к чёртовой бабушке».

130 человек работают на предприятии постоянно. С сезонниками число доходит до двухсот. Округ и район выделили шесть квартир для специалистов. Не хватает инженеров – техники много, в том числе импортной, её надо обслуживать. Требуется ветеринар.

Агрофирма «Толькинская» поменьше, там работают 48 человек постоянно и 20 – по договорам.

– Строить, забор сделать, картошку посадить – нанимаем людей. А постоянщики – оленеводы, рыбаки, – рассказывает Раиль Калиев. – В животноводстве работает 12 человек, средняя зарплата – 22 тысячи. У них 20 рабочих дней в месяц. Начинают пить – увольняем.


ЧТО ДЕЛАТЬ С ЯКУТЯНКАМИ?

Якутские лошадки – приземистые, с красивыми длинными гривами. Стадо привезли два года назад из Якутии. Планировали накормить посёлок кониной и напоить кумысом. Но пользы вышло мало. Доить кобылок некому – специалистов в селении нет. Не срослось и с мясом, рассказал Раиль Калиев. Забивают только жеребцов, и то в возрасте 10–12 месяцев, позже мясо будет жёстким, чёрным. Плодится совхозное стадо радостно, но рождаются только кобылки.

На стадо жалуются и толькинцы, и администрация: животные в свободном выпасе, ходят по посёлку. Испугается, понесёт лошадь – может не заметить человека перед собой. Поселковое население этих полудиких животных побаивается. Один плюс: не надо теперь гастарбайтеров нанимать газоны косить – якутянки аккуратно подъедают зелёную поросль.

На лето табун уходит подальше, на сенокосные луга. Пасётся там до самой зимы. Даже из-под снега траву выкапывают.

Но могут вернуться раньше – если их спугнёт медведь-шатун. Такие случаи бывали.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 05:57, 02 февраля 2023

Темы