В Салехарде прошел смотр беспилотников. Окружные власти выберут лучший | «Красный Север»
0°C

Экономика

В Салехарде прошел смотр беспилотников. Окружные власти выберут лучший

Ведущие российские производители БПЛА привезли на полярный круг свою технику – на основе одного из дронов регион рассчитывает создать систему воздушного наблюдения за лесными пожарами. Эти аппараты можно будет использовать и в других целях.


– В конце прошлого года губернатор Ямала поручил изучить возможность применения в округе беспилотных аппаратов, – напоминает заместитель главы региона Аркадий Бессонов. – Я посетил несколько заводов-производителей, где выпускают БПЛА.

Данил Колосов / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Данил Колосов / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Ижевский БПЛА готов к запуску по команде. Развести в небе несколько взлетевших почти одновременно аппаратов разных фирм – задача нетривиальная. Поэтому петербуржцы привезли даже своего руководителя полетов, который в итоге и руководил всеми запусками.Фото Данила Колосова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

В России четыре основных производителя дронов – два в Ижевске, по одному в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, говорит заместитель губернатора. Три из них участвовали в презентации, которая на днях прошла на берегу Оби, у переправы. Только Zala Aero Group, «дочка» концерна «Калашников», по техническим причинам не смогла привезти на Ямал свой беспилотник и показать его возможности правительству региона.

Нынче окружные власти волнует вопрос: можно ли с помощью БПЛА вести мониторинг в пожароопасный сезон. Впрочем, для беспилотников найдутся задачи и в сфере энергетики, экологического контроля или кадастровых работ. Их можно будет использовать для доставки небольших грузов в труднодоступные уголки округа, поиска и спасения людей… 

На презентацию перспективных аппаратов пригласили не только членов ямальского правительства и глав муниципалитетов, но и руководителей территориальных подразделений федеральных органов власти и силовых служб, чтобы и они могли прикинуть, какая из моделей лучше всего подойдет для специфики их работы.

После запуска дронов разработчики рассказали об их характеристиках. В этот момент возможности БПЛА сравнивали не только потенциальные заказчики, но и представители фирм-изготовителей, ревностно следящие за выступлением коллег-конкурентов. 

Рогатка вместо взлетной полосы

Все представленные машины, а как следствие – варианты построения системы мониторинга на их основе, оказались очень разными.

Фотографировать, снимать и транслировать видео, работать по ночам благодаря тепловизорам, автономно двигаться по заданному маршруту умеют они все. Но, к примеру, «летающее крыло» Supercam-S350 запускается с любой поляны с помощью импровизированной катапульты – резинового жгута, один конец которого закреплен на земле. Соответственно, производитель предлагает доставлять его в нужную точку и стартовать там. Этот БПЛА, единственный из всех претендентов, приводится в движение не бензиновым, а электрическим двигателем. Плюс – из-за этого он почти бесшумен. Минус – в воздухе находится всего до четырех с половиной часов. Это, впрочем, не мешает пользоваться аппаратом работникам ТЭКа и сотрудникам МЧС. 

Данил Колосов / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Данил Колосов / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Беспилотник из Северной столицы применяют в том числе в Сирии. По предварительной договоренности, машину оставят округу на тестирование, рассказал Аркадий Бессонов. Фото Данила Колосова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

А не построить ли ретрансляторы?

На презентации коммерческий директор производящего Supercam ГК «Беспилотные системы» Александр Ушомирский уделил особое внимание возможностям нейросети, которую производитель постоянно обучает. Она может самостоятельно считать, к примеру, попадающую в кадр технику, зверей или проблемные участки трубопроводов. Данные, собранные аппаратами – в том числе с помощью лазерного сканирования местности – предоставляют широкие возможности по построению трехмерных моделей.

А «Орлан-10», который «выстреливается» в воздух менее мобильной, но зато более компактной пусковой установкой, может продержаться в воздухе до десяти часов, преодолев за это время больше тысячи километров! Правда, такой радиус действия существенно ограничен дальнобойностью системы радиоуправления – всего 150 километров. Эту проблему производитель предложил решить, установив ретрансляторы сигнала, чтобы иметь возможность не отпускать БПЛА в свободный полет по координатам, а контролировать в любой точке пути. К слову, об управлении: камерой аппарата оператор крутит с помощью обычного геймпада. Удобно ли? Еще как! 

– Наши аппараты зарекомендовали себя при использовании для нужд Минобороны, аналогичная система уже применяется в горячих точках, – рассказал Роман Иванов, заместитель директора петербургского ООО «СТЦ» и главный конструктор беспилотника. – Там точно так же развернута постоянная сеть и группа бортов, которые каждый день занимаются мониторингом, разведкой, выполняют прочие специальные задачи. В округе планируется создание подобной, но гражданской системы, которая позволит в пожароопасный период практически мгновенно отслеживать появление новых очагов, помогать службам, которые борются с возгораниями, устранять их быстро и точечно. А, к примеру, поиск по сетям сотовой связи позволит быстро находить заблудившихся людей или забравшихся туда, где они быть не должны. 

Нормальные крылья – размах шесть метров

Екатеринбуржцы из ООО «Нормальные исследования и разработка» сделали ставку на размеры беспилотника и, соответственно, возможность переносить тяжелое оборудование. Аппарат «Стрикс» в том виде, в каком его предлагают округу, вообще не участвовал в показе – только его уменьшенная модель (и даже ей в качестве взлетной полосы потребовался участок автодороги). Полноразмерный же тяжелый аппарат с шестиметровым размахом крыльев, способный без ущерба для заявленных характеристик нести десятки килограммов нагрузки, тоже запускается своим ходом с земли, но предполагает уже аэродромное базирование, как настоящие самолеты, рассказал главный конструктор дрона Александр Краснянский.  

Данил Колосов / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Данил Колосов / КРАСНЫЙ СЕВЕР

«Орлан-10» на демонстрации слетал к правительству региона и с расстояния в пару километров «поохотился» за рабочим на крыше. Одна из возможностей дрона – неотрывно «вести» объект, который ему укажет оператор. Фото Данила Колосова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Очевидно, что с учетом размеров нашей территории и стоящих перед органами власти задач, целесообразность таких решений очень высока, – заметил после презентации Дмитрий Артюхов. – Были представлены интересные разработки, и радует, что все они – отечественные. Думаю, мы возьмем что-то на вооружение. Сейчас для отслеживания пожароопасной ситуации округ затрачивает огромные суммы.  Оплата каждого летного часа, работы экипажей – все это очень недешево. Если нам удастся минимизировать такой мониторинг, выйдет существенная экономия. Может быть, и не за сезон, но за несколько – она точно окупит вложения. Это правильный подход.

Губернатор отметил: ранее в округе уже экспериментировали с беспилотными решениями, правда, не российскими – китайского происхождения.

– Результат был не самый хороший, мы от них отказались. Но за эти несколько лет произошли существенные изменения, сегодня мы видим отечественные БПЛА, в том числе уже зарекомендовавшие себя в Минобороны. И речь не о каких-то экспериментальных моделях, один из представленных беспилотников выпущен более чем в двух тысячах экземплярах. Это серьезный масштаб, и тут о перспективах можно говорить уже по-настоящему.


0

0

0

0

0

0



Темы