обновлено: 06:25, 13 ноября 2023
Культура
Кинооператор, который снимал Муравленко, Салманова и Подшибякина, сам стал легендой
«Одна секунда – один доллар, 60 метров – это две минуты. Надо было хорошо продумать, что ты делаешь, когда включить, когда выключить, не ошибиться», – вспоминает Олег Ракутько, который в 60-е писал историю освоения Тюменского Севера, снимая уникальные кадры и знаменитых первопроходцев.
В гараже у Олега Ивановича – настоящий музей: в коробках хранятся диски с фильмами, массивный штатив и три кинокамеры, причем в рабочем состоянии. Смотрятся как древние реликвии, а в 60-х годах прошлого века одна из них вызывала безграничное уважение и зависть – потому что была единственной во всей Тюменской области.
– Вот с этой камерой я начинал работать больше 50 лет назад, – Олег Иванович достал из старенького чемодана 35-миллиметровый киноаппарат с широкоугольным объективом. Он «видел» легендарных первопроходцев Севера – Вадима Бованенко, Фармана Салманова, Виктора Подшибякина.
1966 год, Тюмень. Во время съемок художественного фильма «Стюардесса», чтобы снять нужный ракурс, оператора Ракутько подняли на высоту при помощи строительного крана. Сейчас бы к такому кадру сделали приписку: «НЕ ПОВТОРЯТЬ, ОПАСНО!». Фото из архива Олега Ракутько
С Виктором Муравленко документалист познакомился в поезде. Нефтяник № 1 тогда первый раз ехал в Тюмень.
– Захожу в купе, там мужчина. Внимательно посмотрел на меня, на мои вещи и сказал: «Вы, судя по всему, кинематографист». Я отрицать не стал. Он протянул руку: «Муравленко Виктор Иванович». Кто мог тогда предположить, что его именем назовут город, – вспоминает Олег Иванович. – Вадим Бованенко – мой друг, жаль, не дожил до этих дней. Эрвье Юрий Георгиевич, Щербина, Протазанов и многие другие – мои товарищи и герои моих фильмов…
Олег Ракутько стоял у истоков создания первого корпункта Свердловской киностудии в Западной Сибири. Снял несколько десятков документальных фильмов об освоении Севера. Кадры кинохроники первого фонтана тюменской нефти – его работа. Документальные фильмы «Трасса», «Уренгой – Центр. 203-й километр» стали шедеврами.
– «Трасса» начинается с кадра, который очень ярко характеризует условия работы того времени. Машинист изолировочной машины идет по грязи в болотных сапогах, причем месиво выше колен... – рассказывает ветеран. – Я, когда снимал, стоял там же, в той грязи, но такие вещи, как правило, остаются за кадром.
Фото из архива Олега Ракутько
Сеяха, Харасавэй, остров Белый… За восемь лет Олег Ракутько объездил Ямал вдоль и поперек, но оставалась одна мечта – побывать на Северном полюсе, и она сбылась! На «земной макушке» кинооператор побывал три раза и всегда добывал уникальные кадры, которые вошли в историю освоения Арктики.
– Стою на Северном полюсе и понимаю, что подо мной глубина четыре тысячи метров. Нашел в сугробе гильзу, там без карабина запрещено передвигаться, медведи кругом. Бросил ее в полынью, так она исчезала несколько минут, представляете, какая вода холодная и прозрачная. А медведи нас обычно стороной обходили, самое ближнее – метров на триста подходили, – говорит Олег Иванович
Личного шофера у него никогда не было, служебный «ГАЗ-69» водил сам, общий стаж за рулем – почти 70 лет. И Олег Ракутько продолжает ездить, уже по московским улицам.
– Слава Богу, я еще что-то могу делать, управляю машиной, как вы видели, умею управлять самолетом, вертолетом, у меня есть удостоверение пилота, своя киностудия, стараюсь жить активно, – говорит легендарный кинооператор, отметивший 14 августа 85-летие.
Он по-прежнему в строю, продолжает рулить, снимать и жить полноценно. Того желает и коллегам: «Для меня любой материал об этих краях, о Севере – радость. Желаю всем северянам и своим коллегам, которые продолжают писать уже современную историю освоения Арктики, дожить до ста лет и желать жить еще, снимать, работать! У нас очень интересная профессия. Желаю творческих успехов и быть здоровыми!»