Книжная полка: что читать долгими снежными вечерами | «Красный Север»
0°C

Культура

Книжная полка: что читать долгими снежными вечерами

На календаре зима, и себя уже не обманешь тем, что это всего лишь осенний снег, который скоро растает. Не растает. Пора переходить в режим энергосбережения: теплые пледы, согревающие напитки, сытные обеды и увлекательная литература с соответствующей атмосферой.


В сегодняшнем обзоре я расскажу о книгах, в которых снег и холод не просто декорации, а важные, порой даже сюжетообразующие элементы произведения.

Питер Хёг.

«Смилла и её чувство снега»

Второй по хронологии, но не по значению роман датского автора, написанный в далеком 1992 году. С тех пор этот детектив не потерял своей актуальности, только в России его переиздавали несколько раз, последний – три года назад.

Фото: exquisemakeup.ru
Фото: exquisemakeup.ru

Читатели полюбили «Смиллу…», хотя сам Хёг говорит, что сейчас написал бы роман немного иначе и смог бы значительно его улучшить. Дело в том, что эту книгу датчанин задумал в самом начале своей карьеры, когда у них с женой было тяжелое финансовое положение, они жили в крохотной квартире, у Питера даже не было письменного стола. Он говорит, что садился в кресло, укладывал на подлокотники широкую доску и работал в этом импровизированном кабинете. Так что этот прекрасный роман родился буквально на коленке.

«Смилла и ее чувство снега» начинается с трагедии. В Копенгагене в канун Рождества с крыши дома сорвался мальчик Исайя. Смилла Ясперсен, молодая, эмансипированная, миниатюрная, но жесткая женщина, была соседкой этого ребенка и приглядывала за ним в свободное время. Мать Исайи страдает алкоголизмом, отец погиб. Смилла понимает, что смерть мальчишки не просто трагическая случайность. Во-первых, Исайя панически боялся высоты, он не пошел бы на крышу по доброй воле. Во-вторых, Смилла умеет читать снег, по заметным только ей знакам на месте происшествия она понимает, что у ее маленького соседа был преследователь. Ей очевидно – это убийство, однако инспектор торопится закрыть дело до праздников и списывает всё на несчастный случай.

А потом Смилла начинает свое расследование. В шести частях романа читателю открываются весьма неожиданные подробности дела. Исайю регулярно проверяли в медицинском центре без видимых причин, а после смерти у него взяли биопсию тканей, но результаты строго засекречены. Чтобы найти ответы, Смилла не только исходит весь Копенгаген, она отправится в Гренландию, а также побывает на борту корабля в открытом море.

Кроме того, что сама история нетривиальна, также удивительны главные и второстепенные герои романа – гляциолог и этнограф, верховный судья и капитан корабля, механик и патологоанатом. Много снега и льда, трагедия маленького мальчика-эскимоса и решительная женщина в поисках истины – неплохой набор для настоящего зимнего детектива.

Яна Вагнер.

«Кто не спрятался»

Зимнее чтение прежде всего должно быть атмосферным и захватывающим, и психологический триллер «Кто не спрятался» идеально отвечает двум этим требованиям.

Фото: pictaspy.com
Фото: pictaspy.com

Яна Вагнер – русская журналист, сценарист и писатель. Известной она стала благодаря своему роману «Вонгозеро». Произведение было переведено на 11 языков, вошло в короткие листы премии «НоС» и «Национальный бестселлер». Практически сразу после выхода «Вонгозера» в свет были куплены права на его экранизацию. В итоге родился сериал «Эпидемия», эпизоды которого начали выходить 14 ноября.

Есть основания считать, что книгу «Кто не спрятался» однажды тоже экранизируют. Потому что это идеальный зимний герметичный детектив.

Девять друзей приезжают отдохнуть в маленький комфортный домик в заснеженных горах. Уютная Восточная Европа, чистый воздух, камин, согревающие напитки и разговоры по душам. Так проходит вечер, а наутро герои находят одну из своих подруг убитой. Они отрезаны от мира, с городом нет ни телефонной связи, ни транспортного сообщения. Все понимают, что убийца – свой. Героям предстоит выяснить, кто мог совершить это преступление. Автор постепенно раскрывает характеры персонажей, и читатель понимает, что у каждого из них был мотив для убийства. В какой-то момент запертые в горном домике друзья начинают подозревать не только друг друга, но и самих себя…

Юлия Никитина.

«Дневник штормов»

Это второй графический роман Юлии Никитиной, о первом я вам уже рассказывала в обзоре о книгах, где главными героями стали коренные жители Ямала и Полярного Урала («КС» № 76 от 28 сентября). В произведении «Полуночная земля» Юлия говорила о детях, рожденных в высоких широтах, людьми, приехавшими сюда с Большой земли. О поколении детей «без корней», стрелка внутреннего компаса которых всегда указывает на север. В новой работе «Дневник штормов» автор и иллюстратор рассказывает о путешествии по холодной суровой земле.

Фото: my-bookshop.ru
Фото: my-bookshop.ru

Юлия Никитина родилась и выросла в Салехарде, училась в Тюмени, затем в Санкт-Петербурге. Сейчас она занимается иллюстрацией, печатной графикой и ведет Мастерскую комиксов в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ.

А еще она борется с тревожным расстройством и паническими атаками. И это важное дополнение, потому что Юля не обходит эту тему в своем новом комиксе.

«Дневник штормов» – графический роман о путешествии Юлии Никитиной из Салехарда к Карскому морю. Это рассказ о скитаниях по северному краю, где царят лед и ветер, где бродят стада величавых оленей и понемногу вымирают старые рабочие поселения. На своем пути Юлия встречает разных людей, которые помогают ей увидеть горы Полярного Урала, шахтерские поселки Воркутинского кольца и сопровождают ее до края земли.

На протяжении всего путешествия героиня сталкивается с паникой и тревогой. Порой справиться с ними не помогают даже таблетки. Рисунком и редкими репликами Юля точно передает свои ощущения и страхи в пути, свои эмоции и чувства на приеме у врача, восторг и опьянение красотой северной природы, благодарность своим проводникам и нежность к друзьям и соратникам.

Это прекрасная книга для того, чтобы начать интересоваться комиксами. Если вы уверены, что это детская забава, вы будете очень удивлены. Черно-белые, быстрые, порой неряшливые рисунки идеально передают эстетику путевых зарисовок, а редкие, но меткие диалоги и комментарии помогают понять, сколько внутренней силы у главной героини.


0

0

0

0

0

0



Темы