Книжная полка: фильм, фильм, фильм! | «Красный Север»
0°C

обновлено: 12:51, 28 марта 2024

Культура

Книжная полка: фильм, фильм, фильм!

Кино, теперь еще и в виде сериалов, стало едва ли не главной формой досуга для многих. Новые эпизоды глотают во время обеда, с трудом расстаются с любимыми героями перед сном. В некоторых компаниях даже стыдно признаться, что не смотрел «Игру престолов» или «Джокера»...


Со времен «Прибытия поезда» кино усложнилось не только картинкой, но и смыслами. И после просмотра может возникнуть вопрос: «О чём это?» Наш обзор – для тех, кто не только любит кино, но хочет лучше понимать задумки режиссеров и разбираться в сериальных феноменах.

Келси Миллер. «Друзья. Больше, чем просто сериал. История создания самого популярного ситкома в истории»

Один из лучших американских ситкомов девяностых, 10 лет в эфире, 236 эпизодов. Шесть премий «Эмми» и «Золотой глобус». Это сериал «Друзья».

Теперь «Друзей» можно не только смотреть, но и читать! Эта книга – больше, чем просто рассказ о съемках и интересных фактах, это – самое настоящее исследование популярности сериала. Фото: qz.com, bookbear.net

Многие из нас практически выросли, наблюдая за отношениями шестерых друзей из Нью-Йорка. Мы подпевали нелепым песенкам Фиби, следили за актерской карьерой Джоуи, волновались о разбитом сердце Росса, смеялись над болезненной страстью Моники к порядку. Кто-то и до сих пор пересматривает любимые серии в непростые периоды, использует «Друзей» как машину времени и лекарство от хандры. Если вы знаете все эпизоды наизусть, но всё еще не готовы расстаться с любимым сериалом, то эта книга для вас.

Келси Миллер жила в Нью-Йорке обустроенно и небезынтересно: своя квартира, бойфренд, культурные события, встречи с друзьями, любимая работа, спортзал. Именно здесь, в фитнес-центре, она и поняла, что у нее есть проблема. Зависимость от сериала «Друзья». Дело в том, что она занималась только под этот ситком, но однажды его перестали показывать, и Келси ощутила тревогу. Тогда она решила разобраться в природе любви к этой милой истории о дружбе, узнать подробности создания столь успешного проекта, проанализировать его с точки зрения социальной повестки. Результатами изысканий Миллер и делится в своей книге. 

Главы представляют собой истории особо интересных или знаковых эпизодов, с их небольшим анализом и фактами о создании. Называются главы соответствующе, например: «Эпизод, когда все сделали новую стрижку», «Эпизод, когда никто не умер», «Эпизод, который мог не увидеть свет». Из книги вы узнаете, что Дэвид Швиммер не сразу согласился играть Росса, потому что в это время играл Понтия Пилата в спектакле по роману «Мастер и Маргарита», что Дженнифер Энистон благодаря ситкому стала законодательницей моды (по результатам исследования 2010 года, около 11 миллионов жительниц Великобритании сделали «стрижку Рэйчел»), что сыгравший Чендлера Перри долго выбирал между проектом «Друзья» и ролью главного специалиста по сортировке инопланетного багажа в фантастическом сериале.

Автор не просто выискивает незнакомые факты о шоу и актерах, она по-настоящему исследует вопрос влияния «Друзей», например, на моду и кофейный бизнес. 

Да, есть и критика. С точки зрения сегодняшних ценностей этот сериал – образец нетолерантности: в нем смеются над полными людьми, неуважительно относятся к женщинам и позволяют себе массу других неполиткорректных вещей. Но всё это не помешало «Друзьям» стать одним из любимых для нескольких поколений жителей самых разных стран. Неудивительно, что книгу Келси Миллер уже назвали мировым бестселлером.

Антон Долин. «Как смотреть кино»

Эта книга задумывалась как детская и «тестировалась» на детях автора, но оказалось, что подходит она самому широкому кругу читателей. Антон Долин – главный редактор старейшего в Европе киножурнала «Искусство кино», критик и обозреватель, радиоведущий и журналист. В своих книгах он обычно глубоко и подробно анализирует творчество режиссеров, разбирает особенности киношкол. Писал о Такеши Китано, Андрее Звягинцеве, Джиме Джармуше, Алексее Германе.

«Как смотреть кино» – работа попроще, для начинающих синемафилов. Это в некотором роде гид, маячки, нанесенные на карту киносокровищ.

Каждая из пяти частей посвящена отдельной теме. В «Правилах» Долин объясняет, почему надо смотреть фильмы на большом экране и в оригинале с субтитрами, почему важно отказаться от пиратского потребления, на что нужно обращать внимание при выборе ленты.

В разделе о психологии зрителя автор размышляет над тем, зачем мы смотрим кино, всегда ли мы ищем только развлечений, можно ли узнавать что-то новое из фильмов. И что делать, если стало скучно? Учитывая, что «Как смотреть кино» – это пособие для людей, пока что не сведущих в кинематографе, в нем не обошлось без части об истории вопроса. От первооткрывателей к советскому кино и золотому веку Голливуда.

В общем, книга со всех сторон хороша и полезна. Но обзор не будет полным, если не рассказать о ее оформителе. Константин Бронзит – лауреат международных премий и двукратный номинант на премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» – снабдил издание яркими иллюстрациями, которые можно рассматривать как отдельную историю. 

Иван Филиппов. «В следующих сериях. 55 сериалов, которые стоит посмотреть»

Еще в начале двухтысячных при слове «сериал» многие морщили нос, представляя что-то мыльно-слезливое, романтично-наивное, дешевое и предсказуемое. Но вот уже подросло поколение, которое относится к этой разновидности кино совсем иначе. Да и сами сериалы изменились. Часто на производство одного сезона уходит около сотни миллионов долларов, режиссеры приглашают актеров с мировым именем, а темы настолько остры и актуальны, что их часто запрещают в разных странах по политическим и идеологическим причинам.

После прочтения книги «В следующих сериях» вас надолго оставит вопрос: «Что посмотреть?», его заменит сожаление о том, что на всё прекрасное времени не хватает.

Этот социокультурный феномен и исследует в своей книге Иван Филиппов, автор популярного telegram-канала «Запасаемся попкорном» и соведущий подкаста «В предыдущих сериях». Иван размышляет над тем, как изменились герои историй, как сериальная культура осваивает актуальные проблемы (от полового воспитания в школах до этических вопросов развития технологий), как любовь к той или иной вселенной выступает маркером мировоззрения человека, как с помощью сериалов строится диалог между полами, культурами и поколениями. 

Обо всём этом Иван Филиппов говорит в первых главах, а дальше представляет короткие обзоры на 55 сериалов, которые, по его мнению, интересно и полезно посмотреть. В осознанности рекомендаций сомневаться не приходится, автор довольно обстоятельно объясняет свой выбор по каждому пункту. Причем нет дискриминации ни по жанру, ни по времени создания – в список рекомендованных попали и старые производственные сериалы (типа «Скорой помощи»), и любимые многими исторические (вроде «Рима» и «Аббатства Даунтон»), и супергеройские, и фантастические истории (например, «Сорвиголова» и «Черное зеркало»), и ситкомы, и ромкомы, и многое-многое другое.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 12:51, 28 марта 2024

Темы