«Король Оранжевое лето» принёс весну на Ямал | «Красный Север»
0°C

Культура

«Король Оранжевое лето» принёс весну на Ямал

О своих гастролях рок-н-ролльщик Валерий Сюткин говорит так: «Куда бы я ни приехал со своей командой, на время нашего выступления всегда хорошая погода. Не случайно же я зовусь «Король Оранжевое лето»?! Понимаю, что это просто совпадение. Но мои зрители верят, что наше творчество способно повлиять на силы стихии. Вот и в Салехарде тоже стало теплее». 


Зажечь лето в академическом зале салехардского КДЦ и объяснить, почему так душевно «от Москвы до Салехарда и обратно до Москвы пляшут линии ограды и мосты», команде Валерия Миладовича удалось на двести процентов. Давно ли вы видели танцующие ряды в КДЦ и людей, которые потом еще минимум полчаса в фойе благодарили друг друга за этот вечер для души? А это было. И это было здорово!

Перед началом концерта артист с удовольствием пообщался с прессой и откровенно рассказал о современной музыке, о том, почему остается верен однажды выбранному стилю и для чего несколько лет назад взял в руки гитару.

Про себя

Лидеру «СЮТКИН РОК-Н-РОЛЛ БЭНД» уже 60, но он по-прежнему энергичен и ярок, под стать эпохе Элвиса Пресли. 

– Это было время джентльменства. Я всегда говорю, что мы родились джентльменами и уходить будем тоже джентльменами. В музыке это выражается так: играть только то, что любишь и в чем разбираешься. Потому что, когда ты берешься за чужую работу, кто-то начинает делать твою, – поясняет Сюткин.

К слову, глубокое знание предмета позволяет ему анализировать всё, что происходит с эстрадой сегодня. И даже когда дочь Виола пытается удивить папу новоиспеченными хитами, он с легкостью находит аналог в студийных альбомах артистов прошлого века.

– Я всегда пойму, откуда растут ноги. Помню, она мне Muse принесла со словами: «Это вообще новая планета». А я ей включаю Led Zeppelin и раскладываю по полочкам: вот этот кусочек отсюда, вот этот отсюда… 

Последним личным музыкальным открытием Валерий Сюткин считает группу Jamiroguai, которая сделала модное диско в «ламповом» стиле 70-х годов.

Называя себя певцом «технического регресса», Валерий Миладович продолжает совершенствоваться сам как музыкант.  В детстве он играл на барабанах, потом стал вокалистом, а сейчас управляется с бас-гитарой. При этом предпочитает  играть на раритетном «Ягуаре» 1965 года. Подобные гитары в свое время были у Курта Кобейна и других знаменитостей. 

На Ямале Сюткин уже бывал, и не однажды: в Надыме восемь раз, в Ноябрьске двенадцать. Но в городе на полярном круге с сольником – это впервые.

– На Севере всегда прием теплее. Здесь люди понимают, что надо согревать друг друга. На юге происходит иначе: там прием горячий сразу, но быстро угасающий, потому что люди спешат заняться своими делами. 

Про концерт

В отличие от посетившего в феврале Салехард Евгения Маргулиса Валерий Сюткин точно знает, что и в каком порядке будет играть. Место импровизации артист тоже оставляет. Но это случается не с первых минут общения с залом. Тут уже по факту: если чувствует, что залу надо что-то сказать, – говорит. С теми, кто пришел на его концерт в первый день календарной весны, Валерий Миладович говорил много и охотно, шутил и даже подарил премьеру песни, посвященной Любови Орловой. 

Концертная программа, рассчитанная на 26 авторских песен, – это почти два часа отличного звучания и слов, которые потом вспоминают и поклонники рок-н-ролла, и все остальные. В 90-е годы группа «Браво», куда артист пришел работать после легендарных «Зодчих» (с которыми успел объездить всю Россию и неоднократно бывал на Ямале. – Ред.), звучала из каждого «пылесоса и холодильника». Творческий тандем с Евгением Хавтаном оказался весьма и весьма плодотворным. А потому и «Дорога в облака», и «Вася», и «7000 над землей», и потрясающие по энергетике «Оранжевый галстук» и «Московский бит» оказались в этот мартовский вечер не только в сердце у зрителей, но и на языке. Зал пел. И пел с большим удовольствием.

Перекличка с недавним блюзовым концертом Евгения Маргулиса тоже случилась, но в рок-н-ролльной версии Валерия Сюткина. Про то, что это он написал песню «Блюз Шанхай» знали совсем немногие, тем приятнее было услышать ее в авторском исполнении. 

Про рок-н-ролл

– Когда Женя Хавтан приглашал меня в группу «Браво» после ухода Агузаровой, то сразу преду-преждал: только сейчас на нас никто не ходит. Но я  согласился и обсудил с ним то, что мне очень нравилось в их группе, – классический рок-н-ролл и песня «Король Оранжевое лето». На первой репетиции у нас была написана песня «Вася», потом мы сделали «Девчонку шестнадцати лет» в стиле Чака Берри, после сделали мой первый авторский блюз «Я то, что надо». И потом за пятилетку мы написали еще песен двадцать, которые стали хитами, – рассказывает Валерий Сюткин.

Вот и теперь каждый концерт «СЮТКИН РОК-Н-РОЛЛ БЭНД» проходит на ура. Команда исполняет то, что в той или иной кавер-версии знакомо зрителю разного возраста. 

И хотя со своим бэндом Сюткин готов играть блюз, твист, вог и всё остальное из категории «художественной битляндии» – мелодичной английской эстрады, его сердце давно принадлежит именно рок-н-роллу.

Удивительно, что даже в соавторстве с мэтрами, работавшими в других направлениях, у Валерия Сюткина всё равно получается именно рок-н-ролл.  И неважно, с кем он выходит на сцену – с Михаилом Таничем, Юрием Саульским или тем же Евгением Хавтаном. По его мнению, хорошая музыка сидит у него в подкорке: он вырос на этих мелодиях.

– Что такое хороший музыкальный вкус? Это отражение традиции и культуры. Поэтому мы играем на самом деле советскую эстраду 60-х годов, которая очень энергично подпитывалась американской музыкой того же периода. Это дает хороший сплав, но всё очень по-русски, – считает он. 

Звучание «СЮТКИН РОК-Н-РОЛЛ БЭНД» ни с кем другим не перепутать.

– У нас нет коллективов, которые играют рок-н-ролл также качественно, как мы. А самое главное – у нас эта музыка авторская. Кавера у нас все умеют играть. Это несложно. А вот авторство в дефиците. Я так и говорю своим студентам: «Хотите быть музыкантами? Учитесь писать песни», – резюмирует Сюткин.

Про зрителей

В салехардском КДЦ аплодировали любимому артисту и его команде стоя. И еще были цветы, что совершенно нетипично для окружной столицы. Цветы на полярном круге – это настоящая весенняя благодарность за настроение, за эмоции и за тот самый «Заполярный твист» из альбома 1990 года.

«Прямо из Москвы на полюс,

Где всегда снега по пояс,

Круглый год метель, мороз и ветра свист,

Прилетим мы, и однажды

Для полярников отважных

Прозвучит наш заполярный твист».

Эту песню команда репетировала специально для Салехарда. Тот самый редкий случай, когда композиция, которая почти не звучит на радио и крайне редко бывает в концертной программе, была принята на ура. Кстати, в Салехарде она звучала впервые.

Пока я спускалась в просторный холл гардероба, со мной успели поделиться эмоциями прекрасные дамы, которые, казалось, сами стали частичками того «оранжевого лета», о котором пел Сюткин.

– Какой концерт!

– Почаще бы… Мы, салехардские, любим такие вещи! У нас всегда здесь были лучшие артисты. Последние годы стало меньше, но раньше: все, кто заслуженный, обязаны были приехать в Салехард. Я и Кобзона слушала здесь, и все-всех… А вы вроде не совсем наша? Я вас что-то не знаю.

– Я только полгода еще живу в Салехарде, до этого 20 лет в Тюмени.

– Как вы много потеряли со своей Тюменью! Ну, ничего, еще наверстаете. У запомните, наш город – самый гостеприимный. Поэтому здесь всем хорошо: и артистам поется, и нам слушается.

Уже потом на парковке, в ожидании такси, разговоры повторились, но с другими людьми. И опять были теплые отзывы о концерте, воспоминания о доброй музыке, которая для многих стал главной программой молодости:

– Надо чаще встречаться! Хорошо же время провели!

– А давай, не откладывая, в следующие выходные у нас дома – посидим, поговорим, потанцуем… Какие наши годы, если есть наш, сюткинский рок-н-ролл?!

– Я ради этого дела наш «кассетник» из гаража принесу!

– Устроим нашим девчонкам настоящее 8 марта…

И дальше пошло дуэтом:

«Я хотел бы ветром стать

И над землей лететь

К Солнцу в снегах…»


0

0

0

0

0

0



Темы