Культура
Ноябрянин Виктор Лысенко прошел по красной дорожке в Лондоне
О том, чтобы прославиться, Виктор и не думал. Он просто очень хотел провести январские каникулы дома, а нужно было выполнить курсовую работу – снять документальный фильм о человеке.
Два дня в стойбище оленеводов
– Кино и мультики я любил с детства, сам снимал какие-то ролики, несколько раз делал это для «Кругозора» (Ноябрьское детско-юношеское информационное агентство – прим. автора). Классе в седьмом понял, что хочу быть режиссером, снимать кино. Другие профессии больше не интересовали. Подналег на литературу. После школы поступил в Институт кино и телевидения.
На втором курсе студенты получили задание – снять фильм-портрет. Работа требовала времени, жертвовать январскими каникулами Виктору не хотелось, но и попасть под пересдачу тоже. Выход подсказал знакомый продюсер: «Ты едешь на Ямал и еще думаешь!» Дальше подключился отец нашего героя. Он нашел выход на кочующую семью и проводника, обещавшего отыскать стойбище.
– Километров четыреста от Ноябрьска мы ехали на машине, потом пересели на снегоход. Стоянку ненецкой семьи нашли не сразу, пришлось попетлять по заснеженной целине – народ-то кочующий, – вспоминает Виктор. – Я очень волновался, представления не имел, что меня ждет. Честно говоря, до съемок фильма я мало знал о быте, о культуре коренных народов Севера – в Ноябрьске ханты и ненцы, тем более кочующие, нечасто встречаются.
Главным героем фильма стал Денис Пяк. Потомственный оленевод рассказал о жизни современных ненцев, уже знакомых с благами цивилизации и в то же время сохраняющих традиции предков. О том, как выживают, растят детей и зарабатывают.
В стойбище Виктор провел два дня. В первый день знакомился с людьми, снимал природу, оленей – все, что глаза вдели. Благо, погода была теплая, всего градусов 16-20 мороза. На следующий – стукнуло минус сорок, да еще с ветром.
– В этот день мы больше сидели в чуме, записывали интервью, – продолжает Виктор. – Там было очень тепло, уютно – жилище оленеводов хорошо защищает от морозов.
Кстати, экстремальные холода мало влияют на распорядок дня коренного северянина. Наколоть дров для печки, добыть воды, проверить хозяйство – тут «актировки» скорее погубят, чем уберегут.
– Меня поразило, как эти люди переносят холод, – удивляется Виктор. – Обратную дорогу нам показывал Денис Пяк – ехал на «Буране» впереди. Ветер сдул с его головы капюшон малицы, перчаток или варежек он вовсе не надевал – и хоть бы что!
Из ямальской тундры – в Лондон
Монтаж картины занял недели две. Вышел 13-минутный фильм. Сам автор удовлетворился успешной защитой курсовой. Но за дело вновь принялся отец Виктора, взявший на себя роль продюсера. Именно он разослал запись на всевозможные конкурсы и показы. Фильм о жизни кочевника из ямальской тундры по достоинству оценили зарубежные критики и зрители. Его отметили на четырех голливудских фестивалях, а также в Хьюстоне, Нью-Йорке, Лондоне, Аризоне и Манчестере. Приглашение пришло из Великобритании.
– Все было очень красиво и помпезно, – делится впечатлениями от поездки начинающий режиссер. – Церемония проходила в старейшем кинотеатре Лондона «Regent Street Cinema». Это первый публичный кинотеатр Англии, где в 1896 году прошел первый показ фильмов братьев Люмьер. Участники фестиваля входили по красной дорожке… В фойе нас обступали журналисты и фотографы… Потом в зале демонстрировали фрагменты всех фильмов-номинантов, ведущие со всей торжественностью вскрывали конверт и вызывали на сцену победителя – все как на «Оскаре».
В течение года около 5 тысяч работ в 20 номинациях были заявлены к участию в фестивале «Gold Movie Awards». В них были представлены многие страны и континенты. Картина Виктора Лысенко «Мечты оленевода» стала фильмом месяца в номинации «Документальное кино».
Недавно стало известно, что работа ноябрянина прошла отборочный тур «Sochi Film Festival». Сочинский кинофестиваль пройдет с 14 по 17 февраля, тогда же назовут его победителей.