обновлено: 11:55, 07 декабря 2023
Культура
После Всемирного потопа ковчег прибило к салехардским берегам
Небесная кошка – дочь Солнца, сошедшая с неба к людям, помогла им пережить катаклизм, научила добывать огонь, ловить рыбу. Нет, это не одно из египетских божеств. Казым-Най – священная кошка народа ханты.
Удивительные истории открылись на салехардской выставке «Грани» в Окружном Доме ремесел. Творческие работы членов регионального отделения Союза художников России выставлялись здесь с конца прошлого месяца. И вот теперь, когда выставка подошла к концу, от кого еще можно будет узнать про Казым-Най? А на выставке она была. Изумительная, таинственная, эмоциональная – на больших листах графических работ Андрея Вахрушева.
– Об этой кошке я узнал из книги Романа Ругина, – улыбается художник. – Волшебные слова записанного им эпоса, как река, льются на тебя, а ты внимаешь и перекладываешь на бумагу… По преданию, когда на эту землю пришел потоп, дочь Солнца велела людям укрыться в большом ковчеге. Они послушались и долго плавали близ Уральских гор.
Потом, когда вода спала, сошли на берег… Ангальского мыса. Представляете, здесь, в Салехарде! Меня эта легенда поразила до глубины души, вот я и изобразил эту кошку….
Подобных историй на выставке было множество. Ведь «Грани», по замыслу организаторов мероприятия, должны отражать все углы творческого зрения, играть ими, как радужной палитрой. Каждое творение на выставке – уникальный рассказ мастера о родном Ямале. Например, чудесная идея пришла Ирине Падалкиной – изобразить окна старого Салехарда. В этих окнах и герани, и кошка, и букет ромашек с иван-чаем, и бумажный ангел.
– Наш город древний, интересный, но он быстро набирает этажи, поднимается вверх, – говорит Андрей Вахрушев. – А старый город при этом уходит. Только художники успевают его запечатлеть.
Батик, резьба по дереву и кости, плетение из бересты, национальная одежда, бисероплетение – всё это вместе с картинами создало атмосферу старого Ямала, отразило во множестве граней заросшие палисадники, деревянные тротуары, старинные постройки. Всё это заканчивается, как закончилась и сама выставка, но продолжает жить в творениях мастеров, влюбленных в Ямал.