Салехардская художница о новом комиксе: «Дневник штормов» родился… в облаке» | «Красный Север»
0°C

обновлено: 03:48, 09 ноября 2023

Культура

Салехардская художница о новом комиксе: «Дневник штормов» родился… в облаке»

В издательстве «Бумкнига» выходит сборник комиксов, который уже включили в списки самых ожидаемых весенних книг. О тревоге, путешествии к Карскому морю и любимом севере – максимально честно.


Имя Юлии Никитиной уверенно звучит в сообществе иллюстраторов последние годы. А особенно громко – после выхода ее книги «Полуночная земля», тираж которой допечатывали дважды. Художница родом из Салехарда, училась в Тюмени, теперь живет и работает в Санкт-Петербурге. Тема севера пронизывает творчество Юлии: она оформила серию книг «Северная сказка», «Сказки о троллях и эльфах» Яльмара Бергмана, а «Полуночная земля» посвящена родному городу.

В апреле в Санкт-Петербурге пройдет презентация еще одной книги комиксов «Дневник штормов», над которым художница работала летом-2018. Творческий поиск довел ее до побережья Карского моря.

– Изначально я хотела сделать для друзей и знакомых путеводитель, посвятить его окраинам Салехарда, – рассказывает Юлия.

Чуть позже владелец турбазы у подножия Рай-Из Александр Зубков, у которого часто гостит наша героиня, предложил расширить географию путеводителя и захватить Воркуту с Карским морем. И если 141 километр, где стоит турбаза, хорошо изучен (как признается собеседница, это можно назвать в каком-то смысле ее местом «силы» – она стремится сюда при любой возможности), то Воркута и побережье пока «терра инкогнита».

– Я там никогда не была, идея мне понравилась, – говорит девушка. – Так и сложился общий план путешествия: из Салехарда к Карскому морю, через Полярный Урал.

Чем пахнет северное море

После некоторых корректировок плана, было решено провести несколько дней на 141 километре в турбазе, сделать несколько радиальных выходов, например на гору Яр-Кеу с ночевкой, потом отправиться в путь к морю. Но из-за погоды кое-что пришлось отменить. В итоге чуть позже девушка благополучно присоединилась к остальной группе путешественников и на вездеходе отправилась к побережью.

– Очень запомнился поселок Воргашор: тем, как неожиданно кончается более или менее обустроенное пространство людей, – вспоминает Юлия. – И видно, как люди пытаются вновь и вновь удержать целым что-то, теряющее форму. Знаете, все эти законсервированные дома, которые издалека кажутся жилыми, и просто дома, в которых многие квартиры пустуют.

Путь довел путешественников до Байдарацкой губы. Море встретило их штормом. И оказалось совсем не таким, как ожидалось:

– Оно было серо-зеленое, очень светлое, очень холодное, бурное, и бесконечное. И почти не пахло солью, не было этого запаха гниющих водорослей и йода. Ничего привычного, – говорит она.

Рисовала в облаке, палатке, на берегу

С собой у художницы был запас бумаги, брашпен (специальная кисть с резервуаром для воды или чернил) и картриджи с чернилами. Сразу на всю книгу.

– Понимаете, «Дневник штормов» – это действительно дневник путешествия, работа над ним шла параллельно с дорогой, по свежим впечатлениям, – подчеркивает Юлия. – Многие кадры комикса нарисованы с натуры. Я работала в палатке на горе, в палатке на берегу моря, на берегу Соби, в облаке на Сланцевой. Каждый день рисовала по 10-12 страниц.

Как говорит автор, это не была попытка сделать книгу-исследование, книгу для краеведов или историков. Но углубиться в историю все равно пришлось: дополнительно читала про стройку «Чум-Салехард-Надым-Игарка», которую невозможно обойти, рассказывая об этих местах.

– Я же выросла в Салехарде. Про стройку так или иначе с детства слышала. Меня больше беспокоила Воркута, о которой я почти ничего не знала. По совету Александра Зубкова обратилась к Татьяне Андреевой, экскурсоводу из Воркуты, познакомилась с отчетами других путешественников, чтобы построить маршрут и понять, как добраться до шахтерских поселков, – говорит Юлия. – Рада, что в какой-то момент мне в руки попало второе издание книги «Воркута: город на угле, город в Арктике», она оказалась очень полезной.

Если сравнивать две книги между собой, то «Полуночная земля» — это книга, собранная и нарисованная «в мастерской». Как поясняет автор, ее структура, сцены, образы продумывались и прописывались довольно подробно, времени хватало, чтобы отобрать главное. «Дневник штормов» — это репортаж.

– Было важно быстро думать и выбирать, на чем акцентировать внимание, прямо сейчас, когда ты на месте и эмоционально погружен в материал, – заключает художница. – И даже по тональности «Дневник» вышел светлее, менее нагруженный, чем «Полуночная земля», он нарисован северным летом, в серую туманную погоду, и плотный ночной черный тон «Полуночной земли» тут бы не подошел. Если охарактеризовать книги парой слов, то «Полуночная земля» о поиске идентичности, а «Дневник» — о контроле.

О тревоге — честно

Юлия прямо рассказывает в «Дневнике штормов» о своей борьбе с тревогой, которая сопровождает ее с 16 лет.

– У меня не было специальной цели «открыться читателю», – комментирует она. – Я поставила перед собой задачу честно рассказывать о том, что со мной происходит в дороге. И раз меня сопровождают повышенная тревожность, страхи и трудности с социализацией (а это вообще очень распространенная проблема в современном обществе), да и состояние перед поездкой ухудшилось, то обойти тему тревожного расстройства, и честно выполнить поставленную задачу было бы невозможно.

Тем не менее, путешествие позволило художнице рассмотреть свою жизнь и личную историю под другим углом: по ее словам, она узнала и увидела много нового, и получила возможность многое пересмотреть. Может быть, это станет источником идей для новых книг.

«Дневник штормов» сейчас в типографии, идет предзаказ книги на сайте издательства. Еще не вышедшую книгу портал «Wonderzine» уже включил в список «Что читать весной». Презентация в Санкт-Петербурге запланирована на 7 апреля в библиотеке Маяковского, а вот тюменцам повезет раньше – Юлия представит книгу на фестивале комиксов Comic Arts Tyumen, который пройдет там 30-31 марта.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 03:48, 09 ноября 2023

Темы