Театральную весну на Ямал привезли «Чудики» | «Красный Север»
0°C

Культура

Театральную весну на Ямал привезли «Чудики»

Спектакль «Чудики» открыл в Салехарде первый театральный фестиваль. Главный герой – Федор Добронравов, который в этой постановке играл за девятерых…


– Ну, во-первых: освоение космоса – это… надо. Придет время, люди сядут на Луну. А еще придет время – долетят до Венеры. А на Венере, может, тоже люди живут. Разве не интересно доглядеть на них?..


И таких предсказаний в спектакле, да и в самих рассказах Шукшина, столько, что придет время, и к его произведениям будут обращаться все чаще. А пока можно «доглядеть на них» – присмотреться к героям рассказов Шукшина на сцене…

Для Федора Добронравова этот спектакль – особенный. Те роли, которые хотелось сыграть, по признанию актера, он уже перерос. А вот шукшинские герои покоя не давали.

– Мне кажется, Василий Макарыч далеко еще не раскрыт. Не знаю, по каким причинам. Мало кто его ставит, а он великолепен. Шукшин не может быть не близок. Просто так долго мы, я, во всяком случае, к этому шел. Я боялся. Мне казалось, что я не дорос еще, что еще рано. А вот когда уже понял, что борода седая, понял, что либо сейчас, либо будет уже поздно. – рассказал артист журналистам перед спектаклем.

Андрей Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Андрей Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Андрей Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Андрей Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Андрей Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Андрей Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР

В спектакле у Добронравова девять ролей – по одной на рассказ автора. Они выстроены так, что каждый персонаж, будто краткая характеристика «знаков зодиака» по-советски. И первым публике представился плановик Чередниченко. Несколько дней подряд он посещал цирковые представления в курортном городке. Но, как уточняет в рассказе Шукшин, «не ради клоуна и не ради страшных львов ухлопал Чередниченко шесть рублей, нет, не ради львов». Внимание его привлекла циркачка, открывавшая программу. К ней он и пошел свататься.

«За дорогу накрутил себе хвоста – заявился смелый и решительный», – иронизирует Шукшин. На сцене в это время «выкаблучивается» Добронравов. Да так, что о «Сватах» в зале и не вспоминают. Говорит Чередниченко напрямик. Горы не сулит, но отмечает, что дом из лиственницы имеет, и оклад до «двухсот в целом». В общем, уговаривал, смущал, «запугивал». «Весы» раскачали сомнения. После столь дерзкого предложения, герой шмыгнул в кусты. Отказ девушки принял с облегчением.

Однако зрителю хватило и смеха, и слез, чтобы разглядеть в героях не только советские штампы, но и глубокие народные черты. «Чудики» – постановка, после которой хочется в ближайшую деревню, или еще лучше – на Алтай.

– Такие люди еще живут в провинции. Раньше думал, что Василий Макарыч приукрашивает своих героев. Немножко, как любой хороший рассказчик. А вот когда съездил на Алтай, понял, что почти описывает их документально, – отмечает Добронравов. – Вот такие чудики замечательные, открытые, честные. Мегаполис на нас накладывает свои условия существования – второй план, третий. Говорим одно, подразумеваем совершенно другое. Они живут набело. И это прекрасно.

А это уже другая история. Это как раз в ней речь о космосе, а еще о нервной системе и шмате сала. Весь эпизод старик Наум хворает с похмелья, и развлекается тем, что достает парнишку, который снимает у него угол.

И вроде бы нет в этом сюжете ничего поучительного. Простые истории из советской жизни. Не пародии, не карикатура, а экскурс в историю. Люди также верили, к чему-то стремились, выбирали свои дороги и «инструменты», осваивая «целину» желаний. Один из главных вопросов, который задает режиссер зрителю, в первую очередь, рожденному в СССР, – есть ли среди них еще мечтатели?..

А вот вернуть зрителей в Советский Союз помогают кубы. Верный режиссерский ход – вместо декораций «поиграть» в кубики. Эпоха на сцене воссоздана с помощью шести объемных фигур. Советские пазлы складывались по-разному: то превращались в цирковую афишу, то в деревенскую печь. Из них выскакивает циркачка, за ними происходила магия перевоплощения и главного героя.

Этот спектакль создан как бенефис актера Федора Добронравова. Но главных героев на сцене все-таки два – он и Василий Шукшин. Зрители так и идут на спектакль: кто на обожаемого артиста, а кто на любимого автора. Выигрывают все, в спектакле они дополняют друг друга.

Не глядя на то, что в афише спектакль значится как комедия, он отнюдь не смешной. По крайней мере, по современным меркам – нет расслабляющих шуточек, от которых болит живот. Но есть чудесная игра актеров и время, в котором жили вот такие «чудики».


0

0

0

0

0

0



Темы