В Ноябрьск вернулась Каменская, Ванга и интердевочка | «Красный Север»
0°C

Культура

В Ноябрьск вернулась Каменская, Ванга и интердевочка

Через 30 лет после первого визита в нефтяную столицу народная артистка прочла здесь монолог о театре и кино.


У Елены Яковлевой в фильмографии нет пробелов – она постоянно снимается, с тех пор как в 1983 году дебютировала в ленте «Двое под одним зонтом». В минувшую пятницу на творческом вечере в Центре досуга «Нефтяник» она собрала целый зал почитателей.

Тут-то и выяснилось, что Ямал запал актрисе в душу… грибами! Треть века, после первой поездки в арктические широты, вспоминала она знаменитые красноголовики.

– Мы ехали по трассе на гастроли, на обочине стояли огромные немецкие фуры. Мне объяснили, что грибы собирают немцы и отправляют к себе на родину. Я как была в обуви на каблуках, так и зашла в лес и набрала два ведра. Поразил голубой мох и сосны, как в сказке. Ночью я варила грибы и замороженные привезла в Москву, потом всю зиму ели с ними картошку. Я бы хотела узнать ваш край получше…

КАК  «СТАЛКЕР»  ПЕРЕВЕРНУЛ  ЖИЗНЬ

…Елена окончила школу в Харькове в 1978-м и два года скиталась по разным работам. Комплектовщица на радиозаводе, техник-картограф, библиотекарь… В какой-то момент она поняла, что больше так не может и рванула в Москву поступать в ГИТИС. В провинциальной девушке разглядели талант и зачислили в институт. На вступительных экзаменах она читала монолог героини Толстого Катюши Масловой.

– Я еще не знала, что прошла по конкурсу, гуляла по столице и решила сходить в кино, – рассказывает артистка. – Прочитала на афише «Тарковский. «Сталкер». Мне это ни о чем не говорило. Делать было нечего, я купила билет, зашла в маленький кинозал и подумала, что, наверное, кино очень плохое, ведь в зале находилось всего пять-шесть зрителей. Но когда зажегся экран, я поняла, что, наверное, всю жизнь зря прожила, если прежде такого не видела. Я не понимала, что происходит  на экране. Куда эти люди идут, почему женщина не отпускает героя, зачем кидают железки и что-то слушают. Но я уяснила, что хочу посмотреть фильм еще раз. После сеанса вышла одурманенная, на листочке записала название и режиссера. И даже забыла, что нужно возвращаться в сквер, где будет вывешен список будущих студентов.

В 1980 году на курс ГИТИСа набрали 82 человека, как никогда много. Елена считает, что с тех пор мало что изменилось в процессе работы с абитуриентами.

– На экзамене человек волнуется, он понимает, что тут всё по-настоящему и только от него зависит дальнейшая судьба, – уверена артистка.

«ИНТЕРДЕВОЧКА»  МОЖЕТ  ВЕРНУТЬСЯ. ТОЛЬКО  СТАРШЕ

Диапазону ролей от интердевочки до майора полиции могут позавидовать многие артисты. Долгие годы Яковлеву преследовали драматические, глубокие персонажи, а ей хотелось другого…

– Когда я ушла из театра «Современник», вздохнула свободней, у меня был тяжелый, драматический репертуар. Восемь раз в месяц выходить на сцену и играть трагедию сложно, нужна наполненность, сила и желание два с половиной часа рыдать, переживать за свою героиню, – рассказала Елена на встрече с журналистами. – После, пока я была вне театра, всё искала какую-то свою пьесу, а мне предлагали то Медею, то Вассу Железнову, то мамашу Кураж. Сегодня всё стало по-другому. Я сама распоряжаюсь временем, выбираю, когда соскучилась по работе и готова браться за новую постановку. Раньше всё время была гонка, спешка. Я открыта для всех режиссеров. По возможности пытаюсь работать и с молодыми, и со странными. И тут уж или получается с ними творческий роман, или нет. Недавно мне предложили, на мой взгляд, смешную пьесу, мы ее репетируем в театре Пушкина, возможно, в середине мая будет премьера. Хочется театрального праздника, но такого, чтобы зрители могли и немножко попереживать за героев.  Я пока не знаю, как она будет называться.

Неудовлетворенность собой как возможность совершенствоваться и двигаться дальше отличает Яковлеву от тех, кто считает, что достиг зенита славы и почивает на лаврах.

– Я не разделяю театр или кино. В одном у меня не всё  получается, да и в другом, – заявляет она. – Кажется, что многое можно сделать, но не сделано, поэтому всё еще впереди. Я понимаю, что возраст накладывает ограничения на репертуар, мне уже не сыграть Джульетту, хотя кто знает? Один автор прислал сценарий о женщине легкого поведения, которая когда-то была интердевочкой, и о том, что с ней стало с годами. Довольно симпатичное содержание, может быть, потом сделаем картину...

КИНЕМАТОГРАФУ НУЖНЫ  СЛЁЗЫ

Яковлева много читает, от Стивена Кинга до Джеймса Чейза, говорит, это ей помогает играть самых разных персонажей. Когда Елене предложили в телесериале роль Каменской, майора милиции, актриса отказалась наотрез: «Не мой жанр». Но книгу Александры Марининой купила. Начала читать и поняла, что не может остановиться. Когда режиссер пригласил ее на роль во второй раз, она согласилась. При этом актриса затрудняется назвать любимых писателей. 

– Мне кажется, что к своему автору приходишь в какое-то определенное время. Я до сих пор не могу осилить Льва Толстого, мне кажется, что это самый сложный автор. Он не вписывается в ритм моей жизни, и молодежи до безобразия трудно его читать. Раньше, когда не было Интернета, телевидения, люди по слову смаковали такую литературу. И потом, может быть, в его произведениях не хватает поэзии, как, допустим, у того же Набокова?

О том, каким должен быть современный кинематограф, у артистки свое мнение.

– Всё так поменялось и перевернулось, и я не знаю, в лучшую или худшую сторону, время покажет, – рассуждает Яковлева. – Спасибо, что Бондарчук снимает фильмы, но такие уже давно сделали в Голливуде. Нам показывают какую-то кальку, и я думаю, ну неужели у молодых и талантливых режиссеров нет желания снять что-то такое, чем мы бы отличились? Пока, на мой взгляд, не получается… Мне кажется, что кинематограф должен быть разным. Нынешняя мода – отсутствие сентиментализма, это самая большая ошибка. Молодые режиссеры почему-то считают, что они не должны вышибать у зрителей слезу. А еще их отличает слишком жестокое отображение действительности. Но ведь в жизни плохого намного меньше, чем хорошего. Нужно, чтобы  показывали больше позитивного, радостного.

У Елены Яковлевой не хватило времени ответить на записки зрителей из зала. Ее монолог о поступлении в театральный вуз, о кинематографе и театре затянулся на полтора часа. В ней, действительно, больше юмора и жизнелюбия, чем в тех героинях, которых она играет. Возможно, новая пьеса, над которой Елена работает, поможет зрителям открыть другую сторону актрисы. Ямальцы ее уже разглядели.


0

0

0

0

0

0



Темы