В Салехарде началась «Царская охота» | «Красный Север»
0°C

обновлено: 10:52, 17 февраля 2023

Культура

В Салехарде началась «Царская охота»

Из собраний Московского Кремля на Ямал привезли всё, что необходимо для монаршей охоты с пышным выездом. Все эти пищали, пистолеты и палаши прекрасно сохранились и, явись на Русь новый царь, могли бы использоваться по прямому назначению.  


А пока этого не случилось, у сёдел и нарезных стволов позднего Средневековья задача попроще – радовать глаз посетителей выставки «Охота царей и императоров в России в XVII–XVIII веках». В четверг в МВК имени И. С. Шемановского ее оценили первые посетители.

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ

Еще в шестнадцатом веке история соединила две точки на карте – Москву и Обдорск. И потянулись в Златоглавую обозы с мехами, а в обратном направлении – казачьи экспедиции, груженные порохом и пищалями. И вот история повторяется. Правда, вместо повозок используются самолеты, а на смену вощеным тряпкам (чтобы стволы не ржавели) пришли климатические ящики с массой сопроводительных документов.

Приезду «Царской охоты» в Салехард предшествовали переговоры руководства МВК с Оружейной палатой. В результате экспонаты для главного музея Ямала были подобраны с учетом установленных в нем витрин и освещения. А разложенные в центре зала шкуры зверей (это уже из местных запасников) придали выставке особое охотничье настроение.

Гости из Москвы были очарованы условиями музея на полярном круге.

–  Для меня это уже третья «Охота» и, возможно, лучшая, – говорит  Екатерина Когун, научный сотрудник Оружейной палаты. – До Салехарда наша выставка побывала в Туле и Астрахани, но там нет той торжественной атмосферы и уюта, что созданы здесь. Ямальский музей приятно удивил меня своими экспозиционными возможностями, тем, что можно поиграть со светом витрин и подсветить каждый экспонат наилучшим образом.

Глядя на покрытые благородной патиной лошадиные уздечки, нагрудники, ремни, английские хлыстики, вспоминаются сразу все исторические фильмы с наездниками, трубящими в рожок, загоняющими лис и оленей.

– Мы не возим во все города одни и те же сёдла – обновляем экспозицию, – продолжает наша собеседница. – Как видите, царские лошади, предназначенные для охоты, украшались очень богато, на них никто не ездил, кроме самих монарших особ. Помимо прочего, здесь есть арчаки, гремячие поводные цепи, наколенники, сбруя. Здесь же комплект, подаренный царю Михаилу Фёдоровичу греческими купцами в 1634 году. Позднее его доработали мастера Оружейной палаты – украсили налобной пластиной из серебра и  двуглавым орлом. Всё это великолепие выполнено из золоченого чеканного серебра и украшено бирюзой, нефритами и перидотами. Кстати, месторождения перидотов – зеленых драгоценных камней – практически не сохранились до наших дней.

ДУХ ВРЕМЕНИ – В  КАЖДОМ ЭКСПОНАТЕ

На стенах музейного зала под стеклом развешаны великолепные образцы оружейных мастеров семнадцатого века – пищали. Они сделаны лучшими кузнецами Москвы и украшены столь богато, что невозможно с первого взгляда ухватить все завитки гравировки и резьбы. Такие экспонаты можно рассматривать долго, поражаясь мастерству тех, кто творил без высокотехнологичных станков и электроприборов. 

– Есть на выставке и эксклюзивное холодное оружие – царский палаш, – рассказывает Александр  Чубинский, научный сотрудник Оружейной палаты. – По назначению – в бою – его никогда не использовали, а во время охоты он служил эдакой визитной карточкой государя.

Несмотря на инкрустацию кораллами и бирюзой, царский палаш остается грозным боевым оружием, способным рассечь пластинчатую броню доспеха.

Еще один уникальный экспонат – кортик Алексея Долгорукого. До недавнего времени его портил «нетоварный вид», в выставках он не участвовал.

– Рукоять кортика была утрачена, и мне пришлось ее восстанавливать, – рассказывает Александр Лобода, художник-реставратор по металлу, выпускник Строгановской академии. – Работа с такими ценностями сравнима с трудом врача, когда главное – не навредить и сохранить то, за что отвечаешь. Этот кортик реставрировался мной по описанию и внешнему виду аналогичных образцов холодного оружия. В противном случае был бы риск осовременить, а значит, испортить его.

К уникальным экспонатам выставки относятся и парные деревянные кобуры для пистолетов (ольстры). Они крепились обыкновенно к седлу. Украшены не только золотым шитьем и эмалью, но и рубинами, изумрудами, жемчугом. Рядом висит красный кафтан, в котором самодержец совершал выезд из царских конюшен. В соседней витрине – тканный чехол для карабина, украшенный золотыми и шелковыми нитями. На сегодня не сохранилось ни одного подобного экземпляра при всём богатстве оружейного наследия прошлых эпох. Из драгоценных тканевых экспонатов также можно отметить перчатку для соколиной охоты и ошейники для борзых.

Первые посетители выставки были очарованы увиденным. Мальчик Рома, пришедший в МВК с отцом, перебегал от одной витрины к другой, не зная, у какой лучше всего остановиться. Затем вернулся к началу экспозиции и принялся внимательно разглядывать каждый из экспонатов.  На вопрос, что больше всего понравилось, ответил уверенно: «Конечно, пистолеты! Они как в фильмах! Папа обещал мне купить такой же!»

Благодаря развитой индустрии игрушек детская мечта, скорее всего, сбудется.  Сегодня можно воспроизвести любую вещь, нельзя только скопировать дух старины, атмосферу того времени, когда все предметы еще не были экспонатами, но выполняли свои функции.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 10:52, 17 февраля 2023

Темы