В Тюмени вышла книга о «певце Ямала» Иване Истомине | «Красный Север»
0°C

Культура

В Тюмени вышла книга о «певце Ямала» Иване Истомине

Основой книги «Каким он был – певец Ямала?» о жизни Ивана Истомина стала пятичасовая запись семейного разговора на кухне. В пересказах детей писателя – истории об отношениях с отцом, его профессиональная и общественная жизнь.


Расшифрованную запись Александр Иванович Истомин – младший сын писателя, передал молодой издательнице Ольге Аввакумовой, которая прежде выпустила сборник сказок писателя.

Макет подготовили к печати уже через три месяца. Но поиск финансирования занял два долгих года, поэтому задумка Александра Истомина – выпустить книгу к столетию знаменитого отца не удалась. Издание приурочили к 55-летию тюменского отделения Союза Писателей России. Сложное оформление документа для Совета книгоиздателей при правительстве Тюменской области длилось восемь месяцев. С заветной рекомендацией деньги на печать трехсот экземпляров из фонда депутатских наказов выделила депутат Тюменской областной думы Ольга Швецова.

Специальной презентации книги «Каким он был – певец Ямала» не будет. Вместо этого в стенах Тюменской облдумы в мае пройдет круглый стол с подробным отчетом об издательской работе, популяризации творчества Ивана Истомина и перспективах переиздания произведений тюменских и ямальских авторов в серии «Читаем Тюменское».

А для читателей «Красного Севера» – несколько историй из жизни знаменитого земляка.

Выслушивал и помогал

Практически каждая история в книге иллюстрирует человечность Ивана Истомина. К нему за помощью шли совершенно незнакомые люди. Однажды в шесть утра в дверь постучал человек, сообщив, что его ограбили и нет возможности добраться до дома.

– Я разбудил отца, он велел проводить незнакомца в кабинет, – вспоминает Александр Иванович.

Оказалось, это деревенский шофер, которого отправили в Тюмень за трансформатором. Погрузив покупку, он зашел в ресторан пообедать, да не удержался от предложения выпить. После первой рюмки впал в беспамятство, очнулся у подъезда Истоминых – без ботинок, пиджака и денег… Иван Григорьевич выслушал бедолагу, дал ему денег, инструмент, чтобы открыть машину и отправил в путь. Спустя время тот шофер переводом выслал спасителю долг.

Иллюстрация из книги «Каким он был – певец Ямала?»

Описана в книге и салехардская история. Еще в начале 50-х, когда Иван Истомин был редактором «Красного Севера», к нему приехал ученик мужевской школы, юный поэт Федор Конев. Мальчишка очень хотел получить профессиональную оценку своих стихов и совет – как писать дальше. В бедной семье не было денег даже на хорошую бумагу, в Салехард к уроженцу Мужей Ивану Истомину мальчишку собирали всем селом. Сейчас Федор Егорович Конев живет в Минске, он кинорежиссер. В своих воспоминаниях пишет, что Иван Григорьевич дал ему дельные советы, которые стали в жизни определяющими.

Органично в содержание вписались детские воспоминания Александра Истомина. Учительство наложило отпечаток на воспитание собственных детей – Иван Истомин любил, чтобы во всем был порядок, с детства приучал детей к чтению и рисованию. Был в меру строг, старшим за непослушание даже прилетало от него костылем.

– В силу своего недуга отец в основном работал дома. Мы к нему всегда бегали с вопросами, а у него на все был ответ. Он мог в деталях рассказать, например, как делать лодку – был очень наблюдательным человеком и внимательным слушателем, – рассказывает Александр Иванович.

Полиграфский оттиск на засвеченном негативе

Иван Истомин любил музыку и прививал любовь к ней детям. В доме всегда звучали песни. С удовольствием Иван Григорьевич исполнял зырянские песни, выпив чаю, затягивал с гостями родные мотивы.

– Под рукой у отца всегда была губная гармошка. Одно время он даже пытался играть в оркестре на мандолине. Наверное, несложные были партии. Много искалеченными полиомиелитом руками не сыграешь, – предположил сын писателя.

Упорство, сила характера заставляли Истомина приспосабливаться, изобретать, адаптировать под себя предметы и явления.

Когда отец работал в газете «Красный Север», клише для рисунков нужно было вырезать из линолеума. Плотный материал в его руках тяжело поддавался обработке, тогда он придумал выцарапывать рисунок иголкой на фотопластинке. Ее верхний слой был покрыт желатином и легко поддавался, после он закреплял изображение и использовал фотопластинку как оттиск. В книге есть автопортрет Ивана Истомина, который он сделал на засвеченном негативе.

Фото из личного архива Ольги Аввакумовой
Фото из личного архива Ольги Аввакумовой

Автопортрет Ивана Истомина – оттиск с засвеченного негатива. Фото из личного архива Ольги Аввакумовой

Варить хлебный клей Истомина учили уголовники

История про хлебный клей достойна особого внимания. Рецепт и технологию Иван Истомин узнал еще в детстве. Тогда через Мужи проходили караваны ссыльных, которых посадили еще при царе. Однажды баржа с заключенными застряла недалеко от поселка, их на время расселили по домам жителей. Появились постояльцы и в семье будущего писателя Ивана Истомина. Видать, заядлые картежники коротали время, мастеря новую колоду, тогда зэки и обучили мальчишку премудростям: клей, сваренный по тюремному рецепту, пригодился ему уже в писательскую бытность.

– Мы с отцом готовили к переизданию книгу. Для этого надо было разобрать предыдущий том и каждый лист наклеить на лист формата А4, чтобы были белые поля для пометок корректора. Мы с отцом работали хлебным клеем, он не оставляет пятен. Потом ему звонили, благодарили, мол, с другими рукописями тяжело работать, у вас все идеально, – вспоминает Александр Иванович.


1

0

0

0

0

0



Темы