обновлено: 11:58, 02 февраля 2023
Общество
Маршрут к «макушке лета» начнётся с похолодания
То тут, то там слышишь: «А вот в прошлом году в это время…». Народ мечтательно вспоминает, как изнывал от жары, как радовался погожим дням и успевал позагорать в выходные. Действительно, в прошлом году температура воздуха в июне оказалась выше нормы на 4–9 градуса, к примеру, 14 июня было плюс 30.
При этом осадки оказались в дефиците, и уже в первый месяц лета был объявлен самый высокий – пятый класс пожароопасности. Для сравнения: в конце нынешнего июня заявлено только о четвертом классе и только в Тольке.
Однако, нынешний июнь, как рассказала начальник отдела метеопрогнозов Ямало-Ненецкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Наталья Чулева, тоже теплее обычного, аж на 1–4 градуса. Но это не сильно ощутили жители юго-запада региона: Салехарда, Лабытнанги, Приуральского, Шурышкарского и части Надымского районов. Эти территории всё время попадали в северную часть теплых циклонов, а отсюда и разница. Вторая декада месяца здесь выдалась ниже нормы. И пока в Ноябрьске открывали купальный сезон, салехардцы любовались распускающимися на деревьях листочками.
Правда, в третьей декаде тепла досталось всем, рекордсмены – Пуровский и Красноселькупский район, где столбик поднимался до отметки в 32 градуса!
Потом картину подпортили грозы, ветры и дожди. К примеру, за вечер и ночь с 28 на 29 июня в Салехарде выпало 30 миллиметров осадков. Для сравнения – норма за месяц в окружном центре 46 миллиметров.
– Только на двух станциях, в Ныде и Новом Уренгое, за месяц выпало осадков в пределах нормы, на остальных территориях их было гораздо больше. А в Салехарде, Красноселькупе, Пангодах и Мужах в два раза больше нормы, – прокомментировала Наталья Викторовна.
Нынешний июнь отличался грозовой активностью и шквалистыми порывами ветра. Как это бывает, ощутили в Новом Уренгое полторы недели назад, где сила ветра достигала 26 метров в секунду. Сюда добрался шторм, который натворил дел в Тюмени.
Виной такого разнообразия погоды в июне стали активные юго-западные и атлантические циклоны. Их антипод будет диктовать погоду в первые дни июля. Он принесет похолодание, которое захватит выходные и понедельник. Столбик термометра ночью покажет плюс 2–7, днем 11–16.
В целом июль по предварительному прогнозу ожидается теплее нормы, на 1–2 градуса. Средняя температура может составить 15–17 градусов. В первой декаде ночью предполагается колебание температуры с 2–4 до 10–15 градусов со знаком плюс, днем с 12–17 до 19–24 градусов тепла. Во второй декаде температура будет теплее и стабильнее: 12–17 – в темное время суток и 19–24 – днем. В третьей декаде прогнозируется похолодание. Днем температура постепенно снизиться с 20–25 градусов (а местами и с тридцатника) до 14–19. Ночью с 12–17 до 6–14 градусов.
– Осадков ожидается ниже нормы, то есть меньше 46–76 миллиметров, небольшие дожди и грозы прогнозируются во второй и третьей пятидневках, а также в третьей декаде месяца, – отметила собеседница «КС».
АНОМАЛЬНОЙ ЖАРЫ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ!
Помните прошлогодние тропики? Вряд ли температурные рекорды повторятся в ближайшие два-три года.
Такого мнения придерживается Рашит Хантемиров, ведущий научный сотрудник лаборатории Института экологии растений и животных УрО РАН. Доктор биологических наук знает, какой была температура воздуха летом в нашем регионе и на полуострове Ямал не только века, но и тысячелетия назад.
С середины прошлого века ученые института изучают древнюю древесину, вернее, годичные кольца деревьев, по которым судят об изменениях погоды и климата в целом. Специалисты собрали коллекцию из более 4 тысяч образцов и по ним поставили непрерывную хронологию, протяженностью 7 тысяч 300 лет! Это самая длинная шкала в России, подобные, но короче, созданы в Якутии, на Алтае и Таймыре.
Ямальские материалы помогают не только отследить динамику летних температур, но и увидеть, когда случались экстремальные заморозки или солнечные вспышки. Кроме того, древесная древность дает информацию о зеленом покрове в целом.
Рашит Мигатович говорит, что семьдесят тысяч лет назад, в эпоху голоцена, полуостров Ямал был покрыт густым лесом. А сейчас предки деревьев достаточно хилой наружности встречаются только на берегах рек.
– Занимаясь древесиной, мы нашли на Юрибее стволы, которые погрызли бобры! А эти животные могут жить только там, где хороший лес, – рассказал собеседник «КС».
Созданная учеными шкала показывает, что за последние семь тысяч лет на Ямале шло постепенное похолодание, особо резкие периоды зафиксированы 4,5 и 3,5 тысячи лет назад. После них ситуация только ухудшалась и, соответственно, лес на севере региона постепенно исчезал.
– Самым холодным, по нашим данным (а мы говорим только о летних температурах, к сожалению, по годичным кольцам мы может отследить только их), был 19 век, особенно его начало и конец. Затем и началось потепление, связанное с естественными причинами, – подчеркнул он.
К последним относятся изменения орбитальных параметров Земли, от которых зависит поступление солнечного тепла и непосредственно солнечная активность. И то и другое достигло максимума в середине 20 века. Далее должен был последовать период снижения температур, но этого, как считает ученый, не происходит. И это, по мнению Хантемирова, как раз и говорит о том, что на изменение климата влияют другие причины. В первую очередь концентрация парникового газа в атмосфере. Так считают 98 процентов исследователей по климату.
– Сегодня концентрация парникового газа такая, какой не было за последний миллион лет, – заметил Хантемиров, предполагающий, что средние температуры, особенно летом, будут и дальше расти в рамках глобального потепления.
Касается это и нашего региона, где в прошлом году стояла аномальная жара. Собеседник «КС» привел данные: в Салехарде за всю историю метеонаблюдений, а это начиная с 1861 года, температура лета выросла в целом на три градуса! Среднегодовая – поднялась на 2 деления.
Кроме того, прошлый год побил в регионе три рекорда по теплоте месяцев. Это коснулось февраля, июля и сентября. И такой показатель случается очень редко.
– Прошлый год вообще был рекордным не только для Ямала, но и для Арктики в целом, но вряд ли он повторится в ближайшие два-три года. Однако в будущем, думаю, частота таких исключительно жарких сезонов будет расти, – прокомментировал он.