Общество
#ШМЖ: Как я знакомилась с культурой своего народа
Все мои летние каникулы в школьном возрасте, как и все мое детство с четырех лет, проходили в тундре. Мои родители – коми-оленеводы, ведут кочевой образ жизни. Про оленеводство я узнала в четыре года, когда мой будущий отчим со своими родственниками приехали из Салехарда в небольшое село Сизябск, который находится Ижемском районе Республики Коми. Он искал себе жену и непременно коми. Так случилось, что избранницей стала моя мама. Вот так, не зная об этом, я познакомилась с таким обычаем коми народа, как сватовство. Через несколько дней мы с мамой покинули родное коми село и отправились в для меня ещё неизвестный мир.
Главное торжественное мероприятие, то есть свадьба, уже проходило в Салехарде. Собралось очень много гостей, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Невеста была в пышном белом платье, а жених в строгом сером костюме. Но уже на второй день празднования мама сменила свое белоснежное платье на национальную одежду коми-зырян – сарафан. Этот красивый костюм состоял из головного убора «баба юр», кофточки, передника и из самого сарафана. Теперь моя мама так будет выглядеть всегда.
Промчалась свадьба, вместе с ней еще несколько дней. Пора ехать в чум. И опять столько вопросов. Что такое этот чум? Треугольный дом? А где же окна? А дверь? Помню, как часто блуждала вокруг чума в поисках входа. Эх, не всегда удавалось его найти. Иногда приходилось кричать маме и звать ее на помощь, чтобы, наконец, войти в треугольное жилище. А окно в этом «доме» все же есть, только оно не в стене, а на самом верху, на макушке чума. Очень интересно! А каково же было мое удивление, когда я узнала, что чум еще и можно разобрать, а потом еще и заново собрать. Мне нравилось стоять внутри чума, когда спускали его покрытия, и смотреть, как постепенно вокруг становится светло. И наоборот, когда поднимали покрытие на чум, становилось внутри темно. Но стоило натопить печь, как весь мрак рассеивался.
Не менее интересен и транспорт, на котором передвигаются оленеводы – нарта. На ней оленеводы ездят летом и зимой, осенью и весной во время каслания или к оленям. Каслание – это смена места стоянки оленеводов. Конечно же, мне, маленькой девочке, не доверили упряжь, я кочевала с мамой на ее нарте, которая больше напоминала «карету». Сразу вспоминаются осенние каслания, когда погода не особо радует и часто идут дожди. Мама во время таких переходов говорила мне скрыться внутри нарты. Но зачем? Ведь вокруг столько интересного: реки, горы, деревья, птички, иногда даже зайцы или медведи. Нельзя было просто так спрятаться и пропустить все эти красоты! К концу пути я была насквозь промокшая, но зато очень счастливая и впечатленная прекрасными видами окружающего мира.
Не помню, в каком возрасте мне впервые доверили нарту. Точно это было одновременно волнительно и интересно. И вновь столько вопросов в моей маленькой голове. А вдруг олени меня не будут слушаться? А что, если я забуду, как ими управлять? Или упряжь уедут в другую сторону и меня никогда не найдут? Но родители успокоили и сказали, что мои олени спокойные и послушные, и не стоит беспокоиться. И правда, не стоило переживать, я не потерялась и со всеми добралась до стойбища. Даже от взрослых получила похвалу за умелую езду. Но дальняя дорога не обходилась без забавных случаев. С возрастом мой интерес к окружающему миру не пропал. Во время каслания я любовалась протекающими мимо реками, величественными горами, пыталась не упустить мимо пробегающего зайца, придумывала сюжеты из причудливых очертаний снегов. Так я улетала далеко-далеко за своими мыслями. Из-за этого роняла из рук хорей, отпускала вожжи, даже падала с нарты. К счастью, за мной ехала мама, она уже привыкла к моим причудам и уже без удивления приходила ко мне на помощь: подбирала утерянный хорей, ловила упряжь или меня из очередной лужи и возвращала все на свои места.
Прошло время. Мне уже чуть больше десяти лет. Второе августа. Празднование Ильина дня «Илля лун». Этот день все очень любят и ждут. Коми-зыряне считают пророка Илью повелителем грома и дождя. Даже есть выражение, которое говорят во время грома – «Илля Муромеч страсьтитö», то есть «Илья Муромец ужас наводит», скача по небу на своем коне.
В праздничный день ходят в сарафанах не только женщины, но и девочки и девушки. С самого утра мы наряжаемся в пестрящий всеми красками сарафан, который ждет свою хозяйку уже с вечера.
В Ильин день жители стойбища ходят в гости из чума в чум, пьют чай с ароматными шаньгами и ведут интересные беседы. На столе обязательно должны быть выпечка, мясные блюда и ягоды.
Вот так, неожиданно культура коми народа, которая будто живет только в музеях и книгах, стала моей повседневной жизнью. И даже сейчас мне часто хочется вернуться в детство и в этот треугольный дом.
Об авторе. Ксения Хозяинова, 21 год. Родилась в городе Сыктывкар, Республика Коми. В 2018 году поступила в Ямальский многопрофильный колледж в Салехарде, где обучается до сих пор. Параллельно с учебой работает в Окружном Центре национальных культур.
В Школу межэтнической журналистики пошла, чтобы познакомиться с азами журналистики и этножурналистики, приобрести новый опыт и новые знакомства.