«Афганец» из Тазовского рассказал, что на самом деле творилось в горячей точке | «Красный Север»
0°C

Новости

«Афганец» из Тазовского рассказал, что на самом деле творилось в горячей точке

30 лет назад в эти дни советские войска покинули Афганистан. Война продолжалась около 10 лет и унесла жизни почти 15 тысяч военнослужащих, в том числе шестерых ямальцев. Владимиру Семяниву повезло – выжил…


Житель Тазовского призывался в армию на родине, он – уроженец Киевской области. Ему предстояло служить в Пянджском погранотряде Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа. После трех месяцев в «учебке», новобранцев перебросили в Афганистан, близ города Талукан, в отряд минометной батареи мотоманевренной группы одноименного названия. Пограничники не только защищали границу, но и проводили боевые операции: вместе с афганскими военными зачищали кишлаки от душманов, сопровождали автоколонны.

– Я тогда первый раз выехал за пределы Украины, и первое впечатление – жуть, – вспоминает Владимир Семянив. После «учебки», с порядком и железной дисциплиной, условия Афгана его шокировали. 

– Такое впечатление, что попали в партизанский отряд времен Великой Отечественной войны. Казармы в подземных двухъярусных блиндажах, кругом крысы. Нет единой формы, люди ходят в чем попало: кто в свитере, кто в гражданской куртке, отсутствуют погоны, знаки различия. Команд на отбой и подъем нет, простыней и наволочек тоже. Чтобы избавить вещи от вшей, три месяца ждали специальную машину для отпаривания – прозвали ее «душегубка», – вспоминает собеседник. 

Однажды утром старослужащие «попросили» молодняк навести порядок. Когда Володя вымел из-под кровати… несколько гранат, узнал, что спит на ящиках с лимонками – это импровизированный склад на всякий случай. 

Автоматы, сумки и каски складывали у входа в блиндаж. Покидать помещение без «калаша» с четырьмя магазинами (почти семь кило) и защиты, даже если идешь по нужде, было категорически запрещено. Бойцы хитрили, вместо положенных в обойме тридцати патронов оставляли лишь три, но однажды их раскусили – и пришлось нести наряды вне очереди.

С кормежкой было по-разному. Иногда перловку, которой кормили свиней (был небольшой свинарник), съедали с удовольствием вместе с ними. Когда точку блокировали душманы, машины с продовольствием не приезжали 2–3 месяца. Тогда с вертолетов сбрасывали бочки с мясом, в расчете на неделю питания, но при 40-градусной жаре и отсутствии холодильников провиант портился уже на следующий день. В целом продукты были почти все консервированные – капуста, масло, вареная картошка, лук маринованный. Это уже много позже, на Севере, Владимир Зиновьевич увидел такой способ хранения продуктов, а тогда 18-летнему украинцу всё казалось диковинкой.

Благодаря ему, кстати, в отряде появился свежий хлеб. В родной деревне он помогал мастерам складывать печь для бабушки, вот и пригодился опыт. Когда приходили посылки из дома, конечно, устраивали пир горой. 

…Пограничник Семянив отслужил в Афгане почти два года, потерял несколько друзей. В 1985 году приехал на Ямал, в Тазовское строительно-монтажное управление. Работал плотником в бригаде – строили жилье в Газ-Сале. В 1987-м был избран председателем сельсовета. В последующие годы находился на руководящих должностях.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Пуровском районе пишут книгу про ямальцев, служивших в Афгане

Братья Пётр и Алексей Колесниковы из Тарко-Сале собирают материалы для издания, посвященного воинам-интернационалистам Ямала. 

Александр Бейфус / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Александр Бейфус / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Ориентировочно сборник увидит свет в следующем году, о чем стало известно во время памятных мероприятий, посвященных выводу советских войск из Афганистана. 

Воинов-афганцев из  всех муниципалитетов региона собрали в Салехарде. Ветераны встретились со студентами и школьниками, посетили службу в храме Петра и Павла и возложили цветы к Вечному огню. Вечером 14 февраля побывали на концерте афганской песни в ОЦНК.

Братья Колесниковы рассказывали, как летали в Кабул в прошлом году и установили памятную доску с именами шести ямальцев на военном Английском кладбище. Привезли оттуда много немых свидетелей войны передали в главный музей Ямала. Форма, воинские наградные знаки и медали, предметы быта и вооружения советских солдат и пуштунов (афганцев) теперь представлены на выставке, открывшейся в четверг. 

Александр Бейфус / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Александр Бейфус / КРАСНЫЙ СЕВЕР

В Афганистане пуровчане общались даже с моджахедами, от которых узнали о книге американского журналиста, который долгое время общался с командирами противостоящих сил и опубликовал их воспоминания. В ней есть история о героизме наших мальчишек. 

Главарь душманов рассказывал, как однажды они атаковали блокпост шурави (так местные называли советских солдат) на небольшой высоте, зная, что там всего пять солдат. Но навстречу им ударил пулемет. Попытались в обход, а там снова шквальный огонь. Тогда полторы сотни вооруженных бандитов двинулись на штурм с трех сторон, но не могли сломить защиту. Пока там не закончились патроны… 

Александр Бейфус / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Александр Бейфус / КРАСНЫЙ СЕВЕР

На высоте нападавшие нашли совсем молоденьких парней. Израненные, в тельняшках и голубых беретах, они стояли плечом к плечу, пристегнув штык-ножи к автоматам, готовые погибнуть в рукопашном бою. 

Душманов настолько поразило мужество советских десантников, что им оказали медицинскую помощь, дали воды. И отпустили. А главарь сказал: «Я бы хотел, чтобы мои сыновья были такими же воинами, как вы! Уходите!» 

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Ямальский десантник вызвал огонь на себя

Геннадий Ядне из Кутопьюгана сложил голову в бою с душманами, как еще пятеро ямальских солдат.

Это произошло 9 апреля 1981 года. Первая десантно-штурмовая рота вышла на прочесывание «зеленки» севернее Кандагара. В какой-то момент наши ребята были атакованы большим отрядом душманов. Десантники залегли на берегу арыка и на предложение сдаться ответили автоматным огнем. Завязался неравный бой. 

Чтобы товарищи смогли уйти вглубь зеленого массива, рядовой Ядне встал за дерево в полный рост – перевел внимание противников на себя. 

Тогда рота сумела спастись, потеряв шестерых бойцов. Среди них был Геннадий Ядне. Он похоронен на родине и посмертно награжден орденом Красной Звезды.

ЦИФРЫ

6 из 1267  военнослужащих ЯНАО, отслуживших в Афгане, погибли. 


0

0

0

0

0

0



Темы