-18...-20°C

16+
  • Арктика: время машин

    07.03.2015 08:43:51

    Арктика: время машин

    «Русские разворачивают флот дронов в Арктике!». Это не афиша фантастического фильма, это один из реальных газетных заголовков.

    Так некоторые иностранные СМИ встретили известие о появлении на нашем Крайнем Севере подразделения беспилотных летательных аппаратов. Роботы и дроны посреди белого безмолвия – один из новых, заметных трендов в северных широтах планеты.

    Новость о том, что в Российской Арктике появятся «Орланы» (так называются наши беспилотники), видимо, взволновала канадских генералов до глубины души. Буквально пару недель назад в издании «The Globe and Mail» вышла статья о том, что военные серьезно опасаются беспилотников-разведчиков России и Китая. Такие данные содержатся в докладе канадской разведки, который в сильно сокращенном виде попал в руки журналистов. «Роботов могут запускать со льдин, с подлодок и даже со стратегических бомбардировщиков, – писали эксперты, – скоро появятся технологии дозаправки дронов в воздухе».  

    Такая паранойя у соседей наблюдается уже не первый год. Канада мониторит свою арктическую территорию со спутников и с помощью самолетов морской разведки. «Надо три недели, чтобы собрать информацию о ситуации в наших полярных широтах», – приводило слова эксперта издание «The Financial Times». В свое время всерьез обсуждался проект американской корпорации «Northrop Grumman», которая предложила разработать беспилотник, способный летать в Арктике по 35 часов без посадки и в любую погоду. «Три таких аппарата будут контролировать Канадский Север cемь дней в неделю и 24 часа в сутки без перерыва», – цитировал отставного генерала ресурс «iPolitics». Цена, правда, была кусачей – 150 миллионов долларов за штуку. «Предложение в итоге потонуло в военной бюрократии, – пишет ресурс «CTV News», – план провалился».

    В США на этой неделе заявили о завершении первой фазы испытания дрона, способного работать не просто под водой, а под арктическими льдами. Официальная задача – исследование уровня солености морской воды, льдов, течений и прочего. Дело, конечно, благое и интересное, но есть нюанс – эту разработку ведет управление военно-морских исследований ВМФ США. «Это позволит оценить, как быстро тает лед, – приводит слова его представителя американский военный интернет-ресурс «Military.com», – и понять, как скоро Россия и США будут соперничать за стратегические маршруты в Арктике». Комментарии, как говорится, излишни.

    К счастью, российские КБ не отстают. В списках наших новых разработок много «железа», способного работать при минус 50 градусах, беспилотники – в первых строчках. На днях появилась информация о том, что ОКБ им. Симонова разрабатывает БПЛА специально для Арктики. Машина сможет проводить в воздухе до 48 часов, наматывая при этом до десяти тысяч километров. Самое то для наших просторов…

    Если на минуту отвлечься от лязганья боевых машин, становится ясно, что беспилотники в Арктике дарят фантастические возможности для мирного «народного хозяйства». Летит себе одинокий аппарат в полярной мгле, попискивает, картинку и данные передает. Хочешь – медведей белых считай, хочешь – за трубопроводами следи. Быстро, никакого риска для людей и затрат огромных. Совсем другие времена. Наивно, конечно, но лучше, чтобы это были времена не ревущих боевых дронов, о которых так любят фантазировать киношники, а тихих и полезных роботов.

    Павел ДЕВАЙКИН

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика