-1...1°C

16+
  • Автобану не позволят загулять

    09.09.2013 05:12:48

    Автобану не позволят загулять

    На дороге Надым – Салехард полно профессиональных секретов, есть даже ноу-хау.

    Магистраль от Салехарда на Аксарку, так радовавшая автомобилистов после недавнего ремонта, с прошествием зимы вызывает немало нареканий. Местами она пошла волнами, как море, не разгонишься. Шоссе Лабытнанги – Харп выравнивают, неся большие затраты, с превышением нормативов…

    Арктика, это очевидно, безжалостна к заасфальтированным метрам. Насколько возможно проложить трассу Салехард – Надым без изъянов, чтобы не поплыла в скором времени?..

    Мы побывали на магистрали в погожий денек, когда осенняя тундра способна в душе каждого разбудить Пушкина и его восклицание «Унылая пора! Очей очарованье!». Настрой на лирический лад поддерживали большие кучевые облака, величаво плывшие по синему небу. Не было ни ветра, ни дождя, ни комаров, ни мошки. Зато были герои. Настоящие труженики – дорожные строители, силами которых магистраль наконец-то свяжет первый нефтегазовый город Ямала (а с ним и остальные) и его столицу.

     

    МЕРЗЛОТА ТРЕБУЕТ УКРЫТИЯ ОТ ТЕПЛА

     

    Как пояснил «КС» Виталий Чесноков, производитель работ ОАО «Уренгойдорстрой» (а кратко – «УДС»), компания заинтересована в том, чтобы дорога служила долго. Рассказывает: там, где близко мерзлота и насыпь невысокая, на тундру укладывается теплоизолирующий материал – пеноплекс.

    Но, возможно, проектом какие-то участки вечномерзлых пород не были учтены: буровики ведь не делали скважины и не отбирали материал через каждый метр. Поэтому уже отсыпанная грунтом магистраль примерно через год местами просела… Сфотографировать это нам не удалось, потому что на 50-километровом участке ответственности «УДС» все оттайки, а были они местах в пяти, вычерпаны экскаватором и вновь засыпаны сухим грунтом. Утрамбованы и заасфальтированы там, где дошел до них черед.

    Не надеясь на то, что в болотине тело автобана будет эксплуатироваться надежно и не начнет гулять, «Уренгойдорстрой», как рачительный хозяин, принял дополнительные меры по устройству водоотводных каналов и прокладке водопропускных труб.

    Прознали мы и о ноу-хау «УДС», поначалу показавшемся самодеятельностью.

    Объясним: после тридцати километров асфальта продолжается отсыпка дороги песчаным грунтом, сверху – щебнем. А на нем опять песок. Он накатан, не образует колеи. «Только зачем эта отсебятина, не предусмотренная проектом?» – задумались мы.

    Объяснение простое: для того, чтобы щебенка не выбивалась технологическим транспортом.

     

    СОВРЕМЕННЫЕ ОТКАТЫ И НАКАТЫ

     

    Около пятидесяти восьми километров полотна уже отсыпано со стороны поворота от аксарковской дороги на Надым. Еще около ста сорока километров на другом конце, в том числе без малого тридцать уже замуровано в асфальт.

    Одеждой дороги занимается ЗАО «Партнер». О том, как идут работы, поведал начальник участка Эдуард Зарипов:

    – Приобретен суперсовременный укладчик с тремя лазерными датчиками и компьютерным оборудованием. Все параметры на контроле, начиная от толщины слоя, горизонта, качества смеси, плотности материала. Поэтому больше не требуется рабочий с лопатой, который после машины подравнивал бы асфальт.

    Как же устраивается дорожный «бутерброд»?

    – Вот нижний слой – черновой, толщина восемь сантиметров, – пояснил собеседник. – Верхний слой – семь сантиметров. Когда уложим черновой участок на два с половиной километра, делаем откат. Проливаем полотно эмульсией. Потом кладем верхний слой. Проходим два с половиной метра в минуту, ширина четыре метра. Проезжую часть закрываем за два прохода. После асфальтоукладчика в соответствии с технологической картой идет каток. Затем берут пробы покрытия для лаборатории. Пока замечаний не было.

    Осталось «Партнеру» в этом сезоне заасфальтировать мост и за ним километр дороги.

     

    КЛАССИКА НАД РУЧЬЁМ

     

    Когда мы домчались до пятидесятого километра, насчитали на пути шесть мостов. Последний – в стадии строительства.

    Представитель «Мостостроя-12» Алексей Краснопёров погрузил в детали:

    – Это ручей без названия, 492-й пикет*. Мост не длинный. Три пролета по 42 метра. А вот высота приличная – около шестнадцати метров. Для монтажа пролетов используем временные опоры. Обратите внимание, мост из морозостойких металлоконструкций. Их поставляет завод «Тюменьстальмост». Вообще, на Севере металлические мосты предпочтительнее железобетонных. Потому что они прочнее. Технология возведения классическая. В мерзлоту вбиты 32 сваи длиной 21 метр каждая, на них установлены стойки – опоры, далее идут пролеты.

    Возводить сооружение начали в январе. Не раз возникали проблемы с бурением сложных мерзлых пород, выходило из строя оборудование. Но справились, в начале будущего года намерены сдать переход в эксплуатацию.

    Директор Салехардского филиала ОАО «Уренгойдорстрой» Виктор Львов подытожил:

    – Все работы идут по графику, на подряде у нас мостовики, дорожники. Претензий к ним нет. Всё пока получается, дорога строится.

    * Термин «пикет» (от франц. piquet – кол) в геодезии обозначает точку на местности, обозначенную колышком

    и служащую для установки рейки при нивелировании и закрепления трассы на местности.

     

    Александр Проков

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика