-18...-20°C

16+
  • Дайте ходу снегоходу

    20.02.2014 05:27:30

    Дайте ходу снегоходу

    Эксперты рассказывают о плюсах и минусах разных марок зимнего внедорожного транспорта. Северных оленеводов, охотников и рыбаков зимой трудно представить безлошадными.

    На Ямале только на учете числится семь тысяч 800 единиц снегоходной техники. Сколько всего «рысаков», подсчитать невозможно.

    Еще вчера нарты тянули оленьи упряжки, сейчас на смену ездовым быкам пришли «Бураны» и «Ямахи». Для тундровиков это не роскошь, а средство выживания, особенно сейчас, в период бескормицы. Кроме того, на Ямале люди разных профессий в свободное время увлекаются охотой и рыбалкой, туризмом или просто отдыхают на природе. Число любителей природной экзотики растет. Как уехать подальше и гарантированно вернуться?

    К разговору о том, какой снегоход лучше приобрести, как обслуживать импортную или отечественную машину, «КС» пригласил Александра Филатова, представителя торговой фирмы, предлагающей различные модели снегоходной техники: для работы, для отдыха, спортивные, детские.

     

    ЛЕТИТ БЫСТРО, ПЛАВАЕТ ПЛОХО

    Тундровикам Александр рекомендует снегоход американского производства.

    – Эта модель надежная и относительно недорогая. 380 килограммов снаряженной массы – техника достаточно тяжелая, уверенно идет как по насту, так и по мягкому снегу. Это хорошо. Однако если забуксуешь, то выбраться из снежного плена в одиночку нелегко, придется лопатой помахать или звать на помощь другую технику. Около тонны груза можно везти еще в санях. Оленеводы обычно две-три бочки ставят и мчатся себе на стойбище. Двигатель двухтактный, бензин и масло заливаются отдельно и в процессе езды смешиваются. Но масло должно быть качественным, тогда сюрпризов не будет.

    Снегоход запускается от аккумулятора и ручного стартера. В сильный мороз рекомендую провернуть двигатель вручную, потом уже можно прибегать к помощи автоматики, – говорит собеседник.

    Выбирать величину грунтозацепов на гусеницах, по его словам, следует в зависимости от предназначения снегохода. Скажем, для постоянной езды по глубокому, рыхлому снегу или по горам, безусловно, они должны быть больше.

    Есть уязвимое место у машины – амортизаторы пружинные, на кронштейнах выходят в разные стороны. Если нечаянно наедешь на пенек, всю подвеску вместе с лыжей можно оторвать. Небольшие же неровности и кочки машина преодолевает мягко.

    А что делать, если попал в полынью?

    – Не сбавляйте газа, – советует эксперт, – у носа снегохода не должно возникнуть уклона вниз, тогда вы уверенно преодолеете водную преграду. Между тем снегоход не судно, он не предназначен для плавания. Поэтому полыньи следует по возможности объезжать, особенно на маломощных машинах.

     

    «УТЮГ» РОДНОЙ, НЕПРИХОТЛИВЫЙ

    Что касается «коня» для прогулок, а также для работы, Александр советует приглядеться к технике из Канады и Финляндии. Снегоходы отличаются более мощными двигателями, чем рассмотренный выше «американец». Обе лыжи расположены на телескопической подвеске, им пеньки не страшны. В трансмиссию вмонтирована коробка передач, которая по функциональности превосходит вариаторы, применяемые на более ранних моделях снегоходов.

    Для начинающих водителей, для женщин и детей представитель салона порекомендовал отечественный   снегоход от компании «Русская механика». Простенький, один цилиндр у него – экономичный, вес легкий. Большинство современных снегоходов идут с двумя лыжами, они более устойчивы и управляемы.

    Кстати, мы не обнаружили в продаже спортивных машин. Как оказалось, их разобрали в ноябре-декабре профессиональные гонщики.

    – А это наши отечественные «Бураны», еще их называют «утюгами», – продолжил знакомить с ассортиментом Александр Филатов. – Очень неприхотливые. Могут служить 40 лет и более, с ремонтами, конечно. Заводятся в любой мороз. Знаю случай, когда «Буран» стоял у оленевода во дворе, полностью занесенный снегом. В один прекрасный день хозяин раскопал машину, дернул за ручку и поехал. Но как ведет себя «утюг» на воде, всем известно, так что не рискуйте.

     

    «ИНОМАРКИ» НЕ ЛЮБЯТ МОРОЗОВ

    На СТО наплыв клиентов происходит зимой, потому что идет активная эксплуатация снегоходов. 

    Есть примеры, когда очень дорогую технику разбивают за один выезд. Многое зависит от характера эксплуатации машины.

    По словам начальника станции техобслуживания Евгения Головастикова, водители обращаются как с поломками, так и для ТО. Как эксплуатировать машину, написано в инструкции, которая выдается гражданину при ее покупке.

    Основная проблема – это обращение за обслуживанием, после того как истечет гарантийный срок. Это нарушение, поэтому бесплатное ТО не полагается.

    Как учесть особенности Севера и продлить жизнь «железных коней»? В сильные морозы, особенно на «иномарках», вообще не следует выезжать из гаража, – советует Евгений.

     

    ОХОТНИК НАЗВАЛ ИДЕАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ

     

    Снегоход Буран

     

    Геннадий Кельчин, главный редактор газеты на языке ханты «Лух Авт», около 30 лет ездит на «Буранах». В чем преимущества?

    – Эту технику можно ремонтировать много раз и легко, – поясняет водитель. – Запчасти есть. Но даже если какой-то форс-мажор вышел в тундре, к примеру, прогорел поршень, то в отверстие можно ввинтить болт и добраться до дома.

    Примерно после прохода пяти тысяч километров, когда поверхности притрутся, движок «Бурана» начинает нормально работать. Хотя тут уже пришел срок менять гусеницы. Кстати, о них. Несмотря на то, что резина с протекторами и шипами, следует опасаться наледей. Один раз попадешься – это равнозначно тысяче километров пути по снежным дорогам, – делится знаниями Геннадий Кельчин. И поясняет, что в 40-градусные морозы лед трескается, вода выходит на поверхность. Здесь она смешивается со снегом и образует снежно-водянистую кашу, которая, в свою очередь, забивает протекторы, всю ходовую часть, и снегоход становится тяжелым, не может двигаться.

    Самому «буранисту» следует на такой случай запастись теплыми сапогами, потому что валенки промокнут, а это чревато последствиями для здоровья. Всегда необходимо иметь с собой топор, лебедку и буксировочный трос.

    Как охотник, Геннадий Павлович считает существенным недостатком положение ручки газа с правой стороны. Одновременно ехать и стрелять из ружья невозможно.

    Неприемлемыми называет он снегоходы, оборудованные только аккумуляторами. Они имеют свойство разряжаться. Поэтому предпочтительнее машины, имеющие и ручной стартер.

    Вообще, сравнивая качества разных машин, Геннадий Кельчин предлагает двигатель с «Ямахи» поставить на «Буран» – получится отличная техника.

     

    ----------------------------------------

    ПРОВАЛИЛИСЬ НА ТОТ СВЕТ…

    Как сообщили «КС» в пресс-службе МЧС по ЯНАО, в 2011 году утонули три «бураниста», в 2012-м – один.

    Последний эпизод датирован 17 октября 2013 года. В Приуральском районе около 15 часов дня двое мужчин, 1975 и 1990 годов рождения, на снегоходе «Буран» отправились на рыбалку. В полутора километрах от села Ямбура, двигаясь по протоке Ходата, мужчины провалились под лед. О произошедшем в следственный отдел сообщили местные жители, которые, двигаясь тем же маршрутом, увидели полынью и торчащие из нее нарты. Тела погибших были извлечены из-под льда.

     

    Сергей Истомин

    Istomin60@mail.ru

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика