ЖИЛКОМХОЗВ Салехарде открыли многофункциональную площадку НОВОСТИВ Салехарде капитально отремонтировали четыре километра дорог ОБЩЕСТВОТундровики обсуждают, какие меры поддержки нужны ОБЩЕСТВОШвейцарские студенты «читают» деревья на 501-й стройке ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде спасли мужчину с карниза многоэтажки ЭКОНОМИКАБуровики учились избегать айсбергов ОБЩЕСТВОВыключатели заменить, раритеты раздать. 95-летний ямалец оценил подаренный капремонт ОБРАЗОВАНИЕ«Школьные» вертолеты летят за учениками в тундру ОБЩЕСТВОБоди-арт, флешмобы и живая музыка: как на Ямале отметили День российского флага ВЛАСТЬНа Ямале провели тренировочные выборы НОВОСТИДмитрий Артюхов подвёл итоги большого автопробега по восточной части Ямала КУЛЬТУРАПолмиллиона на искусство. Творческие коллективы ЯНАО наградили грантами ОБЩЕСТВОВетеран ВОВ из Лабытнанги не дождалась весточки от президента ЗДОРОВЬЕВ Роспотребнадзоре рассказали об эффективности вакцинации от гриппа на Ямале ЖИЛКОМХОЗДайджест Арктики: северные регионы готовятся к плановому потеплению НОВОСТИУчеба в декрете. Рассказываем, что такое «штраф на материнство» и как его избежать НОВОСТИСалехардцев из «поплывшей» двухэтажки временно расселят ОБЩЕСТВОФотоконкурс «Живем на Севере»: со всех ног – за счастьем! ОБЩЕСТВОДепутаты Тюменской областной Думы в Сургуте выбрали маршруты для межрегионального детского туризма ОБЩЕСТВОГлавные события форума «Мед» будут транслировать в интернете ЗДОРОВЬЕВсе условия. Ямальцев ждут на диспансеризацию по вечерам и выходные ПРОИСШЕСТВИЯВ Новом Уренгое отправили за решетку группу наркоторговцев ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске двое детей укололись найденными на улице шприцами ЭКОНОМИКААналитики выяснили, сколько ямальцев терпеть не могут свою работу НОВОСТИЮную салехардку будут два месяца ставить на ноги в Челябинске

  • «Детский» транспорт ломает не по-детски

    29.07.2013 12:36:34

    «Детский» транспорт ломает не по-детски

    Мальчик, оставшийся в живых после аварии около салехардского гаражного кооператива «Лагуна», пришел в себя.

    С сотрясением головного мозга, множественными ушибами и переломом руки, но всё же его состояние уже не опасно для жизни. Об этом сообщил «КС» заведующий травматологическим отделением окружной Салехардской больницы Леонид Куртямов.

    Напомним, скутер с двумя мальчишками 11 и 12 лет, совершив резкий поворот влево, залетел под колеса ассенизационного «МАЗа» во вторник, 23 июля («КС» № 59 от 24 июля). Один из ребят скончался на месте. Следствие продолжает разбираться в происшествии.

    По словам Леонида Куртямова, за летний сезон салехардские медики насчитывают до двадцати горе-водителей, и это лишь те, кто угодил в отделение, некоторые «просто гипсуются в приемнике и едут домой». То есть реальная цифра травмированных гонщиков выше.

    – Чаще всего у скутеристов страдает голова, – говорит Леонид Гаврилович. – Но бывают очень серьезные случаи, когда ломают и руки, и ноги, и ребра. Ничем ведь не защищаются, плюс ко всему невнимательны на дорогах. А чего еще ждать от детей, возраст таких водителей в основном от 15 до 18 лет, за рулем?

     

    АКЦЕНТЫ

    Юные лихачи всё чаще выходят из-под контроля

    «Да что ж ты творишь!» – водитель, под носом которого только что проскользнул малец на скутере, обычно произносит эту фразу в непечатных выражениях. Грозит, чертыхается – малейшее движение, и трагедия была бы неизбежна… А щуплый гонщик поддал газу и с глаз долой.

    Поэтому он вряд ли слышит, как покрывают трехслойным матом не только его самого, но и его папу с мамой, со щедрой руки (или вернее – с преступной легкомысленности?) которых чадо электризует дорожную обстановку, доводя ее до белого каления, а то и жуткого конца для всех участников событий.

     

    ДИАГНОЗ: НЕПРЕДСКАЗУЕМ!

     

    – Опасность представляет собой не сам транспорт – это лишь механизм, послушный воле водителя, а неумелое обращение с ним, переоценка возможностей и несоблюдение правил движения, – оценивает сезонное обострение на дорогах, возникающее по вине скутеристов, Максим Собянин, старший инспектор УГИБДД УМВД России по ЯНАО. – Анализ причин ДТП с участием этого вида ТС не дает заблуждаться: зачастую аварии происходят из-за рискованного поведения их водителей, которым свойственно резкое изменение направления движения.

    Наиболее распространенные нарушения ПДД, допускаемые водителями мототранспорта, в том числе скутеров, – нарушение скоростных режимов, неиспользование мотошлемов, управление транспортом лицами, не имеющими такого права, неподчинение сигналам регулирования, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, нарушение правил проезда перекрестков.

     

    ПЕРВАЯ ЖЕРТВА

     

    Аварийные сюжеты с участием несовершеннолетних экстремалов (до 16 лет включительно) похожи. В прошлом году таких было четыре. Юный снегоходчик совершил ДТП в Пуровском районе, «зеленый» мотоциклист – в Шурышкарском. Скутеристы усугубили статистику окружной столицы: в одной аварии пострадал не только водитель, но и его пассажир. Итого за год – пять раненых.

    Недавняя авария в Салехарде, потрясшая трагическими последствиями, четвертая по счету. И первая со смертельным исходом. Предшественники просто оказались везучее. Это парочка подростков 13 и 15 лет в Губкинском. В Муравленко на скутер уселось сразу трое: 16-летний юноша поменял на двухколесную мечту свой планшет и взял прокатить с ветерком двух девчонок 14 и 15 лет. Часа не прошло, как полиция мчалась к месту происшествия – веселая компания обрела черепно-мозговые травмы, сотрясения и прочие «радости» скоростного удальства.

    На этой неделе беда потянула за собой салехардских мальчишек… Четыре, произошедших к сегодняшнему дню на Ямале ДТП с малолетними сорвиголовами, закончились тем, что семь (!) человек травмировано, один погиб… А в четверг, 25 июля, на дорогах окружной столицы появилась очередная жертва скоростей – мотоцикл «Хонда» около 10 часов вечера влетел в уазик, 25-летний водитель байка разбился насмерть.

    А летний сезон минул лишь наполовину.

     

    ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

    Сезон упущенной безопасности. Последний?

    Маленький, верткий, подвижный, непредсказуемый – в седле и под седлом.

    Мальчишка и скутер в сочетании друг с другом несут двойную угрозу, создатели которой – родители, когда случится беда, будут рвать на себе волосы, проклинать белый свет и тот день, когда поддались уговорам малолетнего сына и купили ему «игрушку» на колесах…

    Прошлой осенью на международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» легендарный детский хирург, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль взывал к россиянам:

    – Машина – это орудие убийства и самоубийства, а каждый человек, получающий права, должен это осознавать. Я бы вывесил это предостережение в каждой автошколе, так как за рулем уже 65 лет. Эти сорванцы без шлемов и прав порой лавируют в потоке так безбашенно, что в лучшем случае оказываются в нашем институте. Скутер ездит быстро и непредсказуемо. Недавно в Москве столкнулись два скутера – три подростковые смерти… Родители, одумайтесь: не покупайте своим детям скутер! Этот мопед – убийца!

    Его услышали и наконец-то опомнились… законодатели. Они, прежде согласившиеся приравнять скутер к велосипеду, хотя по скоростным и иным характеристикам он ближе к мотоциклу, в апреле 2013 года изменили ФЗ «О безопасности дорожного движения». Среди прочих новшеств постановили, что водители скутеров и мопедов до 50 кубов должны получать права категории М, а управление той же техникой, но от 50 до 150 кубов потребует прав категории А1. Возраст в обоих случаях – с 16 лет.

    Только вот незадача – поправки эти имеют «отложенный» срок действия. Они заработают лишь 5 ноября, когда в стране выпадет снег, а Ямал так и вовсе заметет, и скутеры, миновавшие трагической участи, их юные хозяева попрячут до будущего сезона. Это «сезонное» упущение один из депутатов ГД РФ, зампредседателя Комитета по транспорту Госдумы Сергей Тен пытался ликвидировать в июне. К тому моменту в столице произошло более 300 аварий с участием скутеров, в которых погибло свыше 25 человек. «Движение автомобилистов России» вообще заявило о необходимости ввести мораторий на движение скутеров. Но так ничего и не изменилось.

    Ямальских стражей дорожной безопасности отсрочка тоже угнетает. «До того, как новшества начнут действовать, необходимо разработать механизмы их реализации, это процесс не одного месяца», – поясняют в УГИБДД УМВД России по ЯНАО. Сейчас их действия всё еще ограничены: «полтинники» не требуют ни регистрации, ни техосмотра, ни водительского удостоверения.

     

    В ТЕМУ

    Родители игнорируют «панцирь» безопасности

    В Новом Уренгое скутеры нашлись только на рынке. Управляющая магазином экстремальной техники Вера Луцук рассказала, что торговля скутерами ведется с мая по октябрь, приезжают за ними не только местные, но и жители Коротчаево, Лимбяяхи, поселков Уренгой и Пангоды. Несмотря на широкую географию спроса, в этом году объемы продаж скутеров упали.

    ­

    – Это связано с ужесточением правил вождения транспортом данной категории. Мы предлагаем скутеры китайского производства, цена невысокая – от 35 до 50 тысяч рублей. Покупают их не только мужчины для себя. Родители берут детям, чаще всего в подарок ко дню рождения.

    Обычно приобретают и шлем. Однако полный защитный комплект, в который, помимо шлема, входят налокотники, наколенники и «панцири» – защита груди и спины, хотя мы и рекомендуем, спросом не пользуется. Разве что у опытных мотоциклистов.

     

    Шлем берут только для отвода глаз гаишников

    Девятнадцатилетний Сергей Пилипко из Пангод четыре года водит мопед. Утверждает, прежде чем сесть за руль в 15-летнем возрасте, сдал экзамен отцу.

    Водит аккуратно, правила соблюдает. Кроме единственного падения по неосторожности, его водительский стаж не запятнан авариями. А вот манера вождения некоторых скутеристов, в основном несовершеннолетних, его лично «бесит до безумия, потому что из-за этого всех двухколесных на дороге не уважают». Тем не менее Сергей способствует тому, чтобы число скутеристов росло, как начинающий предприниматель, он посредничает пангодинцам в приобретении скутеров.

    – К вам обращаются лица моложе 16 лет?

    – Обращаются, еще как. В таком случае договор купли-продажи заключается с родителями, а там уж их дело, что с мопедом делать. Думаю, что и до 16-ти лет ездить можно, но с головой на плечах. А если таковой не имеется, то и в 20 не появится.

    – Сколько среди покупателей, на ваш взгляд, родителей, которые покупают транспорт для несовершеннолетних?

    – Шесть-семь из десяти. Но недолго осталось. Скоро вводят категорию А1 и М, тогда на дорогах станет меньше шумоголовых школьников.

    – Вы как-то акцентируете внимание покупателей на безопасности?

    – Безусловно. В продаже имеются шлемы, которые зачастую идут в подарок с мопедом. Кстати, когда пытаюсь объяснить клиентам, что в шлеме безопаснее ездить – НЕ ПОНИМАЮТ. А как только говоришь, что одетый на голову водителя шлем в разы уменьшает вероятность того, что сотрудники ДПС остановят ребенка, берут моментально.

    – Много ли на дорогах Пангод несовершеннолетних за рулем скутера? Что бы вы сказали им и их родителям, выкладывающим от 22 до 40 штук за опасную «игрушку»?

    – Очень много, процентов 60, наверное, а сказать... Запрещать ездить не вправе. Поэтому прошу перед покупкой подумать: насколько дисциплинированный ребенок, как будет вести себя на дороге? Если уж купили, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ: заставить выучить правила и сдать экзамен, провести воспитательную беседу и присмотреть за ним первое время, а в случае чего – конфисковать транспорт и закрыть под замок.

     

    ВАЖНО!

    Вручая ключ от скорости, не забудьте про мозги

    Правоохранители призывают родителей не делать подросткам, не имеющим права управления, опасных подарков в виде мопеда (скутера) или мотоцикла. А любителей мототранспорта просят не забывать о мерах безопасности и правилах дорожного движения.

    «Выехав на дорогу на двухколесном транспортном средстве, вы становитесь полноправным участником дорожного движения со своими правами и обязанностями», говорится в обращении ОГИБДД ОМВД России по г. Салехарду. Какие требования жизненно важны?

    Водитель, пассажир мотоцикла, мопеда (скутера) обязан быть в застегнутом мотошлеме.

    В светлое время суток на мотоцикле и мопеде (скутере) всегда должны быть включены ближний свет фар или дневные ходовые огни.

    Водителю мопеда запрещается:

    – перевозить пассажиров, за исключением случаев, когда это предусмотрено конструкцией ТС;

    – ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам.

    За нарушение водителей мотоциклов и мопедов ПДД ждет административная ответственность. Вот некоторые ее примеры:

    – За управление мототранспортным средством с рабочим объемом двигателя, превышающим 50 кубических сантиметров, не зарегистрированным в установленном порядке, на водителя налагается штраф в размере от 300 до 800 рублей.

    – Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД, влечет административное наказание в виде предупреждения или 100 рублей штрафа.

    – За управление мотоциклом либо перевозку на нем пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами на водителя налагается штраф в размере 500 рублей.

    – За управление мототранспортным средством лицом, не имеющим права управления, штраф составит 2500 рублей.

     

    РЕПЛИКА ПО ПОВОДУ

    Ольга Попова, инспектор пропаганды безопасности дорожного движения Новоуренгойского ГИБДД:

    – В городе не так много обладателей скутеров. Аварий с участием скутеристов в этом году не зарегистрировано. Чаще всего в сводки попадают мотоциклисты.

     

    Синдром безответственности пап и мам

    Почему родители несовершеннолетних покупают ребенку мопед или скутер, то есть, по сути, сознательно идут на преступление?

    За ответом «КС» обратился к Наталье Лихтиной, и.о. директора Новоуренгойского центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи.

    – Версий несколько. Первая – дорогим подарком родители пытаются компенсировать недостаток внимания. Ведь большинство из них работают вахтовым методом или имеют ненормированный рабочий день, что создает дефицит общения с ребенком.

    Вторая – гиперлюбовь. Многие семьи имеют единственного ребенка. Замечено: в случае, если это сын, средств на исполнение детских желаний, как правило, тратится больше, чем на девочку. Чаще всего именно современные мамы демонстрируют сильную привязанность к сыновьям, балуют их безгранично, тем самым развивая инфантилизм и безответственность.

    Третья – постсоветский синдром. Родители, воспитанные во времена тотального дефицита СССР, сейчас, в эпоху потребительского бума, реализуют на детях сокровенные мечты: «У меня не было, пусть мой сын имеет всё!»

    Найдутся и другие объяснения. Но определяющим является, на мой взгляд, финансовое благосостояние. Появились приличные доходы, появились дорогие покупки. Число машин растет на дорогах с каждым годом, посмотрите, в ямальских городах уже наблюдаются заторы. То же и со скутерами.

    Конечно, можно говорить и о том, что родители плохо информированы об авариях на скутерах. Стремительный деловой ритм, мол, не дает им возможности следить за новостями. Восполнить этот вакуум можно было бы распространением в местах продаж экстремального транспорта плакатов, предупреждающих об ответственности, об его опасности и высоком травматизме езды на нем. Но, с другой стороны, причины «не знал, не ведал» выглядят несостоятельными для взрослого человека, уже имеющего счастье быть родителем, но так им и не ставшим.

     

    Камиля Топаллер,ks.topaller.ru@yandex.ru

    Надежда Хабаза, ksnur_89@mail.ru

    Татьяна Чернявская

    29.07.2013

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...