Дмитрий Артюхов подвёл итоги большого автопробега по восточной части Ямала | «Красный Север»
0°C

Новости

Дмитрий Артюхов подвёл итоги большого автопробега по восточной части Ямала

Больше недели пути, 1200 километров с несколькими остановками – отнюдь не для отдыха… В каждом населенном пункте главу региона с нетерпением ждали земляки. Было много вопросов, касающихся не только частных интересов, но и перспектив – муниципалитетов и региона в целом. По давним и болезненным темам в поездке приняты конкретные решения.


Приведем самые основные. Так, в Пурпе и Пуровске будут строить железнодорожные вокзалы, жителям Самбурга дадут новый катер, чтобы ездить в райцентр. В Надыме не только обновят аэропорт, но и подведут к городу «железку» и возведут вокзал. 

Сразу несколько объектов откроют ямальцам новые возможности для развития. В Тарко-Сале появится центр спортивной борьбы и воскресная школа, в поселке Уренгой реконструируют КСК. В Губкинском возведут ледовый дворец.

В самом большом городе Ямала – Новом Уренгое – решено облагораживать озеро Молодежное, в его отдаленном районе Коротчаево на месте старых гаражей разобьют парк и достроят здание пожарного депо, а в Лимбяяхе приведут в порядок школу искусств. Для новоуренгойцев, как и для муравленковцев, построят лыжероллерные базы. Последним обещали довести до ума стройку культурно-оздоровительного центра «Сибирь».

Среди резонансных проблем звучало много жилищных, просвет появился. Так, в Новом Уренгое вплотную займутся домом на Тундровой, 14. В Надыме губернатор лично захотел увидеть, в каком состоянии «поплывший» дом на Набережной, 34.

С теми, кого ремонт не устроит, обсудят варианты индивидуально. Погорельцы Губкинского получат компенсации, а жителям Ныды, Нори, Кутопьюгана предоставят возможность перебраться в Надым. 

В перспективе проблемы «ветхости» должны кануть в Лету: на одной из встреч губернатор заявил, что планирует «полностью решить проблему аварийного жилья на Ямале. Даже не так. Деревянного жилья!». Округ уже превращается в большую стройку, вдобавок «зеленый свет» дали третьей очереди переселения на юг Тюменской области.

В ближайшее время изменим подходы к работе

– Дмитрий Андреевич, вы проехали сотни километров, пообщались с огромным количеством жителей. Не сложилось ли впечатление «параллельной реальности», насколько «живая» картинка похожа на ту, как Ямал выглядит в многочисленных отчетах?

– Понятно, что отчеты – особый мир, ориентироваться на который точно нельзя, но это основа аналитики, они нужны для статистики. Живое общение с людьми дает более реальную картину. Конечно, чтобы не сложилось ложное впечатление, важно понимать, что люди, у которых всё хорошо, не приходят на подобные встречи, у них нет нужды жаловаться губернатору. Таких большинство, Ямал – в целом благополучный регион. 

Но есть и те, у кого наболело, кто находится в сложной ситуации. Они говорят об этом и хотят, чтобы их услышали. И это те люди, которые в первую очередь нуждаются в нашем внимании. 

Проблемы есть, и немало. Работа органов местного само-управления и региональных властей – решать их. В каждом муниципалитете я для себя что-то записывал. По результатам встреч мы в ближайшее время начнем кое-что менять: внесем коррективы в некоторые документы, изменим подходы к работе. Для себя я точно решил, что эта поездка не последняя. Нечто подобное мы повторим в следующем году.

Людям не хватает площадок для диалога

– По результатам поездки будут ли приняты какие-то кадровые решения?

– Я не сторонник быстрых эмоциональных кадровых решений. Очевидно, что власть на местах должна больше работать с населением. 

В каждом муниципалитете мне приходилось отвечать на вопросы, которые должны были решиться еще на подходах к мэрии: как должны работать управляющие компании, когда проводить благоустройство. Людям не хватает площадок для взаимодействия с местными органами самоуправления, они говорят о том, что трудно попасть на личный прием. 

Возможно, помимо личных приемов, которые главы обязаны проводить каждую неделю, я поручу организовать работу так, чтобы на регулярной основе открыто и публично обсуждать проблемы. Современные средства связи это позволяют. Будет это раз в квартал или раз в полгода – подумаем. Люди разумны и адекватны, если им рассказывать о том, что происходит, что и когда планируется, объяснять, какие трудности возникают, – они поймут.

Качественные дороги должны появиться!

– Вы сказали, что участок дороги от Салехарда до Ноябрьска реально сделать за три-четыре года. Там около тысячи километров, насколько осуществимо?

– Три-четыре года – это сверхамбициозная задача. Где-то мы обойдемся серьезным ремонтом, где-то придется построить новую дорогу. К примеру, на участке Коротчаево – Новый Уренгой сама геометрия дороги недопустима. Все эти петли опасны в любую погоду, что подтверждает статистика ДТП. 

Президент поставил перед нами задачу минимизировать вплоть до ноля трагические случаи. Предстоит огромная работа. Если не случится каких-нибудь катаклизмов, мировых кризисов (это мы уже проходили, когда до 2015-го планировали проложить дорогу между Салехардом и Надымом), такие возможности у нас есть. 

Вероятно, придется наращивать долг перед государством, но инвестиции в инфраструктуру окупаются многократно и довольно быстро – я в этом убежден, это классика экономики. Многое зависит от дорожников, к ним предъявляются высокие требования, в том числе касаемо технических возможностей. Если придется, мы будем приглашать строителей из других регионов. Но качественные дороги на Ямале должны появиться – это один из главных запросов населения и наш приоритет.

Сначала построим, потом передадим федералам

– Есть ли нарекания к подрядчикам, которые сейчас ведут ремонт – как в муниципалитетах, так и на трассе? Какой участок дороги запомнился больше всего и почему?

– Самая плохая дорога в районе Коротчаево, и количество жалоб на нее самое большое. 

Есть участки, где по обочинам болото, насыпь постоянно подмывается, плиты проваливаются. Особенно это заметно на полосе, по которой на север едут перегруженные в нарушение всех норм машины. 

Есть и неплохие дороги, которые служат по 10–15 лет.

Многое зависит от ландшафта и от качества работы дорожников. Нужен серьезный контроль: будем заказывать лаборатории, проводить анализ, выяснять, всё ли сделано по стандартам в соответствии с проектом или строители на чем-то сэкономили.

Вы, наверное, помните, совсем недавно обсуждался вопрос передачи ямальских дорог в федеральную собственность. Но мы понимали, что, с высокой долей вероятности, начала строительства пришлось бы ждать еще лет несколько. И у меня, как у губернатора, уже не было бы возможности как-то решать наши дорожные проблемы.

Не хотелось постоянно оправдываться перед людьми, объяснять, почему всё затягивается. Поэтому было решено сначала сделать дороги, а потом передать их на содержание федералам.

Инфографика: Анастасия Назарова / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Инфографика: Анастасия Назарова / КРАСНЫЙ СЕВЕР

На Карамовке будут дежурить спецслужбы

– Вы проехали лично за рулем и убедились, что инфраструктура дороги практически отсутствует. Карамовский пост – южные ворота Ямала не в лучшем состоянии. Какие планы у округа на эти объекты?

– Во-первых, у Ямала должны быть красивые «ворота». Там, конечно, появится стела, но это не главное. Карамовский пост – важная точка безопасности Ямала. Сегодня, к сожалению, там почти ничего не работает. Даже служба ГИБДД то дежурит, то не дежурит. 

По сути, мы имеем уникальную возможность обеспечить свою безопасность – у нас мало точек въезда, в ЯНАО ведет всего одна автодорога. Необходимо создать все условия для правоохранительной системы, оснастить пост серьезным оборудованием, вплоть до рентгенов. Все сомнительные элементы общества должны понять, что ввозить на Ямал запрещенные грузы – предприятие опасное и неосуществимое. 

Со временем на Карамовке мы организуем постоянное дежурство полиции, спасателей и медработников, вплоть до реанимации. 

Фото: Ольга Крикливец / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Ольга Крикливец / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Еще один момент, связанный с качеством дороги, – весовой контроль. Когда едет фура с перегрузом на ось в два-три раза, трасса проседает и начинает разрушаться, это физика. К нам же постоянно едет неуправляемый поток тяжелой техники. И какой бы технологией укладки мы ни пользовались, какой бы асфальт ни закатывали, трасса будет убита за пару лет. 

Нам важно, чтобы те миллионы тонн груза, которые курсируют по Ямалу, ехали либо по железной дороге, либо перево-зились по правилам. Добиться этого нам поможет Карамовский пост.

Конечно, надо подумать и об удобстве для людей. Эту часть, я думаю, возьмут на себя предприниматели. Сегодня, когда мы работали на Карамовке, нас встретил один из них. Усилиями местных бизнесменов там появятся пункты питания, гостиница, СТО, АЗС. Участок сложный, земля распределена, с этим хозяйством надо быстро разобраться. До следующего строительного сезона мы планируем всё спроектировать.

КОММЕНТАРИИ

Муниципальные власти теперь обязаны «держать планку» 

Фото из архива Константина Листратова
Фото из архива Константина Листратова

Константин Листратов, кандидат политических наук, президент Центра общественно-политических проектов (Москва)

– На мой взгляд, поездка губернатора по Ямалу на автомобиле обусловлена двумя вещами. Первое – он лично проверяет, как выполняется один из пунктов майского указа президента на тему развития инфраструктуры и строительства дорог. Проводя за рулем столько времени, у него есть возможность самому оценить состояние дорог в округе и проверить, что делается для того, чтобы они стали лучше. 

Второе – это то, с чего он начал свое руководство округом. Дмитрий Артюхов показывает, что политика в регионе развернута лицом к человеку. Он не стесняется отвечать, в том числе и в социальных сетях, на любые вопросы: удобные или неудобные. Это одна из его отличительных черт и преимущество по отношению к другим губернаторам.

Сейчас, когда он общается с жителями непосредственно в муниципалитетах, заезжая даже в самые небольшие населенные пункты, он точно так же демонстрирует открытость, внимание к нуждам людей и готовность решать их проблемы. На это направлены практически все его инициативы как в области соцподдержки, так и по предоставлению жилья и других направлениях.

Тем самым губернатор задает определенный формат работы для муниципальных властей, которые теперь обязаны «держать планку» – не писать сухие отписки на обращения граждан, а разговаривать с людьми и решать конкретные проблемы. 

Новый формат в российской политике

Фото: Андрей Ткачёва / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Андрей Ткачёва / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Кирилл Истомин, ямальский политолог, заместитель исполнительного директора РОО «Центр развития гражданских инициатив»

– Формат «поездки за рулем» практиковался российскими губернаторами и ранее, но такой недельный заезд со встречами с населением, общением на улице и ведением видеодневника – встречается в российской политике впервые.

Сегодня любые форматы прямого диалога с жителями, так называемая «новая искренность», честность и открытость – максимально эффективны в работе чиновников. На Ямале это понимают и активно используют. Отклик населения на поездку – комментарии в соцсетях и на страницах Дмитрия Артюхова – только подтверждают этот тезис.

Контроль и общение с жителями напрямую ставят вопрос перед местными администрациями о невозможности замалчивания проблем. С ними надо работать. И от того, как каждый справится с этим вызовом, зависит карьера каждого местного управленца.

Доверие губернатору, узнаваемость его прежде всего на востоке округа, безусловно, должны вырасти. Если в первый год Дмитрий Артюхов много внимания уделял решению проблем округа через взаимодействие с внешним контуром – руководителями и компаниями федерального уровня, то теперь он больше работает внутри региона, и это сказывается на его имидже положительно.

Чиновникам пора выходить из кабинетов

Фото: Андрей Ткачёва
Фото: Андрей Ткачёва

Евгений Забродин, политолог, директор фонда «Региональная политика». Фото: Андрей Ткачёв 

– Итоги недельной поездки показывают, что местным органам власти нужно активнее работать с населением, а не так, чтобы люди чувствовали, что единственный, до кого можно достучаться, это – губернатор. 

Администрациям в муниципалитетах нужно самим работать в этом направлении, чиновники должны знать о проблемах, а не узнавать о них, к примеру, из «Инстаграма» Дмитрия Артюхова. 

Я считаю, что схема, когда все обращаются к президенту, губернатору, – не совсем правильная. Есть местное самоуправление, и его надо развивать. Ведь местная власть в первую очередь ответственна перед населением. 

Возможно, пример губернатора вынудит чиновников на местах выйти из кабинетов, чтобы самим понять чаяния людей. А риск потерять кресло подтолкнет работать эффективнее. Очень надеюсь, что будут сделаны системные выводы. 


0

0

0

0

0

0



Темы