-16...-18°C

16+
  • Договор на выживание

    03.09.2013 07:27:51

    Договор на выживание

    Курс молодого тундровика пятнадцать школьников освоили за десять дней.

    Надымские краеведы-энтузиасты вернулись из очередной экспедиции «По следам предков», организованной районным управлением по делам молодежи и туризму.

     

    – Такой поход проводился во второй раз, – отмечает начальник управления Татьяна Каштанова и добавляет: –Без Ивана Неркагы это, пожалуй, было бы невозможно. Под его началом пятнадцать молодых людей, смелых, любознательных и отважных, на нескольких моторных лодках добрались до Обской губы, разбили чум в районе села Кутопьюган и около десяти дней на собственном опыте изучали привычный ритм жизни тундровиков.

     

    ЛИШНЕГО НЕ БРАТЬ

     

    – Изначально я задумывал туристический маршрут, – объясняет Иван Неркагы. – Хотелось охватить сразу несколько целей: и популяризацию туризма, и краеведение, и патриотическое воспитание. Чтобы городская молодежь, по крайней мере, знала Ямал, знала о его особенностях, коренных жителях. Мне хотелось, чтобы ребята открыли для себя что-то необычное.

    Иван такие походы называет экстремальным туризмом, себе берет роль проводника, инструктора, краеведа и экскурсовода. Во время путешествия всегда выкраивает время на ведение дневника, чтобы не упустить впечатлений и размышлений.

    Вот что записал он на подготовительном этапе:

    «Всем участникам было рекомендовано взять с собой теплую одежду, сменное белье, резиновые сапоги, рыболовные принадлежности, необходимые в экспедиции. Всё это должно было вместиться в небольшой рюкзак, весом до 15 килограммов. Также рекомендовалось взять с собой в обязательном порядке, в неограниченном количестве и объеме хорошее настроение, веру в себя и неиссякаемую энергию.

    Учитывая недостаточность практики пребывания в таких суровых условиях, мы готовились основательно, несколько раз проверяли исправность спасательных жилетов, наличие средств защиты и оповещения, необходимых продуктов питания».

    Но это еще не всё. Одно из условий – заполнить анкету, в которой указывались не только Ф.И.О., адрес проживания, но также образование, личный опыт путешествий, увлечения, ограничения по здоровью, дополнительный вклад в деятельность экспедиции (умение петь, танцевать, переносить тяжелые грузы, фотографировать) и, конечно же, пожелания и предложения. После собеседования каждый участник подписывал договор, в котором были изложены его права и обязанности, ответственность сторон, обязательства, гарантии соблюдения правил пребывания, техники безопасности и законных требований организаторов.

    Как видите, всё очень серьезно.

     

    «ТИШЕ ГОЛОС, ДЕРЖИМСЯ ВМЕСТЕ…»

     

    Экспедиция выдвинулась на моторках. От Надыма до базы прошли по воде двести пятьдесят километров. Интересные места не пропускали.

    Так, остановились на Надымском городище, где в это время вели раскопки омские археологи. Ребята стали свидетелями обнаружения бесценных находок.

    А когда заехали в поселок Хоровая, где когда-то был рыбацкий стан, Иван скомандовал: «Громко не кричать, не расходиться, держаться вместе». К чему меры предосторожности?

    Оказалось, об этом месте ходит много легенд. Одна из них рассказывает о старике, который охотился там и кормил много женщин и детей, оставшихся без мужей и отцов. Но однажды пришли чужаки и убили седого охотника. Там, где пролилась его кровь, выросла лиственница… И стала священной. Увидеть дерево можно до сих пор на протоке Хоровая.

    – Мало ли что может случиться с отставшим от группы, – не выдают здешние жители всех тайн.

    Дальше на пути надымчан попался поселок Хэ, где до сих пор сохранилась старинная часовня. Побывали они и в селе Шуга, где когда-то жили переселенцы.

    В общем, когда прибыли на базу, уже опустился вечер. Разбили чум и на всякий случай, чтобы всем хватило места, поставили палатки.

    Тем временем к команде присоединились местные ребята. Почему выбрали именно Кутопьюган? Потому что Иван Неркагы оттуда родом. И школу-интернат там оканчивал, и работал, и команду спортивную создал, которая выигрывала соревнования на кубок губернатора. Теперь туризм – его хобби.

    – Во время экспедиции «По следам предков» ребята не только изучают традиции коренных народов, но и учатся выживать в условиях Севера, – оценивает пользу специалист. – Сами устанавливают чум, добывают огонь, пропитание. Параллельно осваивают традиционные ремесла. Например, изготовить нарты, сети починить, ловушки на зверей поставить, луки изготовить. Всё это помогает выжить в тундре.

     

    ЧУМ И ТУНДРА ВМЕСТО ПЛЯЖА И ОТЕЛЯ

     

    Вечера у костра проходили нескучно. В группе были те, кто играл на гитаре, пел. Семнадцатилетняя Юлия Сараева – одна из них.

    – Я знала, куда и зачем иду, – говорит девушка. – Дело в том, что раньше мне довелось побывать в похожей экспедиции, всему научилась. К тому же знала всех, с кем отправляюсь в поход, это отличные ребята, мы дружим.

    Юля в этом году окончила школу, успешно сдала ЕГЭ, поступила в вуз и в августе с чистой совестью могла бы отправиться на отдых к Черному морю, благо была такая возможность. Нет, захотелось в тундру, поближе к ямальской природе.

    Отдыхом для нее стала смена деятельности – ведь прохлаждаться и лениться некогда, поскольку в экспедиции действовали реальные правила тундрового бытия: например, в чуме всё должна делать женщина.

    – Мы с девочками топили с утра печку, готовили еду, чай. В наши обязанности входило воду носить, – рассказывает юная энтузиастка. Вот только зачем ей такие тяготы? Она объясняет просто: – Хотелось побыть на природе, чтоб без телевизоров, телефонов и компьютеров. Здорово было поесть свежей рыбы, погулять по лесу, пособирать грибы, ягоды.

    Девушка заметила, что после столь долгого пребывания в лесу даже чувствовать себя стала лучше.

    – А самым интересным для меня стал поход на стойбище Ярцанги. Мы шли долго, подниматься в гору было сложно, мальчишки себя очень хорошо проявили, помогали нам нести рюкзаки. А когда добрались, увидели потрясающую картину – большое поле с белыми цветами, и вокруг такая красота и простор! До сих пор перед глазами стоит.

     

    СОВЛАДАЕШЬ С СОБОЙ – НАЙДЁШЬ ВЫХОД

     

    К числу наиболее экстремальных этапов путешествия сам Неркагы относит поездку по Обской губе на моторных лодках. Вот как он описал этот момент в своем дневнике:

    «Волнение участников достигло предела, когда перед нами показалась линия горизонта, разделяющая неспокойные воды Обской губы и пасмурного неба . По нашим ощущениям ветер поднимался. Частые высокие волны подтверждали опасения. Всплеск адреналина в крови усилил чувство беспомощности перед непредсказуемой северной природой. Каждый из нас в этот решающий момент молил Бога о помощи, о том, чтобы дал сил выдержать первое испытание…

    …Качаясь на волнах, взяли курс на запад вдоль побережья Обской губы. Умение совладать с эмоциями – самое важное качество человека в критических ситуациях….

    Через некоторое время мы уже стояли под высоким берегом Святого Мыса (Хибидя Саля – с ненецкого). Это место значимо для всех северных людей, независимо от их вероисповедания, оно самое почитаемое на южном побережье Обской губы. Здесь нельзя не остановиться и не отдать почести Хозяину. Каждый, кто проезжает, знает, что это святое место, он обязан по зову души, по сложившейся древней традиции поклониться и положить монету за здравие себя и близких и попросить прощения за нарушение Вечного Спокойствия, ибо мы еще здесь будем не раз проезжать.

    В такие минуты искренне веришь, что мир создан не людьми, а Всевышним и только он решает твою судьбу, направляет и ставит на путь истинный. Мы совершили обряд поклонения и с полной уверенностью продолжили путь».

     

    В АВГУСТЕ МОШКА ДОНИМАЕТ МЕНЬШЕ

     

    Каждый вечер группа собиралась, чтобы поделиться впечатлениями о прожитом дне и обсудить планы на следующий.

    Важным было абсолютно всё, ведь до этого похода многие ребята не жили в чуме, не садились даже в моторную лодку. И мало кто знал, что по реке Надым можно попасть в Обскую губу, а дальше в Карское море.

    Теперь – жили, пробовали, знают.

    Несмотря на суровый быт, никто из, казалось бы, изнеженных городскими условиями ребят не заболел, не простудился, даже голова ни разу не болела. Самое неприятное, что случается в летней тундре, это мошка и гнус. Как спасались?

    – Специально запланировал экспедицию на август, – поясняет Иван Янгорович. – Во-первых, ночи темнее, во-вторых, комаров меньше. Кстати, когда нет солнца, тогда и мошкары заметно меньше. Так что ребята вполне комфортно себя чувствовали. Да и спреи у всех были на случай, если насекомые вдруг станут особенно донимать.

     

    ДОМОЙ ПОД ШУМ ДОЖДЯ

     

    Наступил день окончания экспедиции, когда пришла пора отправляться домой. Проснувшись рано утром, ребята позавтракали и уже через час сидели в лодках.

    «Теперь южный ветер шелестел по кустам в сопровождении тумана и мелкого дождя, – записано в дневнике. – Нас уже ничто не могло остановить, ведь обские волны позади, и только небольшая рябь на поворотах реки напоминала о сильном ветре. Знакомые места встречали нас, с каждой минутой мы приближались к Надыму. Причалив к берегу на 107 километре, выгрузив инвентарь и личные вещи, мы стали ждать машину. Нас в очередной раз накрыл сильный дождь, и ребята с искренней радостью встретили подъезжающую вахтовку. Так, мы снова оказались в мире, где течет другая жизнь, со своими радостями и приключениями. Экспедиция закончена, все живы и здоровы, и это главное. Всем, кто причастен к реализации данного проекта, всем, кто нас поддерживал, – огромное человеческое спасибо!»

     

    НАТУРА ЕСТЬ, НУЖНА СТРАТЕГИЯ

     

    Иван Янгорович надеется, что ребята, прошедшие курс молодого тундровика, сумеют в дальнейшем повторить маршрут без его участия, набрав следующую группу.

    – Один в поле не воин, – резонно замечает специалист. – А когда есть сподвижники, соответственно, легче.

    Он уверен, что для развития туризма требуется не только энтузиазм краеведов, но и средства. Необходимо готовить кадры, создавать инфраструктуру. Потому что этнографический туризм в наших широтах на самом деле очень затратен.

    – Насколько мне известно, нигде на северных территориях России не созданы идеальные условия для туризма. Для этого нужна стратегия и программа, основанная на реальных условиях с привязкой к конкретной местности. Сферу нужно рассматривать как одно из направлений социально-экономического развития муниципалитета и региона. Отсюда перспективы появления новых рабочих мест для коренного населения, улучшения их социального положения. Развитие смежных видов предпринимательства, гостиничный бизнес, сфера услуг, – размышляет Иван.

    Он соглашается с тем, что собирать детей и отправляться с ними на моторках неизвестно куда, фактически без связи, было рискованным мероприятием. Тем не менее всё, что от него зависело для обеспечения безопасности десанта, Неркагы сделал:

    – При выходе на очередную точку маршрута звонил в МЧС, полицию и другие структуры, докладывал обстановку и местонахождение. А дальше мы полностью уходили от цивилизации.

     

    НЮАНСЫ

    С чего начинается день экстремала

     

    – Конкретного графика, например, в десять – отбой, в семь – подъем, не было, – раскрывает секреты экспедиционного распорядка Иван Янгорович.

    – Мы поздно ложились, поэтому вставали часиков в девять-десять. Накануне

    два человека, которые просыпались раньше остальных, шли на рыбалку, чтобы обеспечить пропитание.

    И это всё, чем удавалось поддержать дух в молодых растущих организмах? Голодали, наверное?

    – Ни в коем случае. Мы брали с собой продукты, – успокаивает организатор. – Питанием мы были полностью обеспечены, но так ребята получали навыки, как поймать рыбу, как ее приготовить.

    Еще они учились правильно сохранять продукты – для чего организовали природный холодильник, разжигать огонь. Они поняли: главные условия для выживания – соорудить кров и найти еду. Недаром их наставник девять лет отработал учителем физкультуры и ОБЖ. Педагогический опыт очень пригодился в работе с ребятами и на этот раз.

     

    ЕСТЬ МНЕНИЕ

    Выше, чем у пирамид

     

    Такой видит ценность исторических мест Ямала краевед Неркагы.

    Говоря о перспективах, Иван становится пессимистом: в числе туристов рассматривает

    в основном ВИП-персон, пресытившихся южными красотами и ищущих острых ощущений в условиях самого северного края.

    – Исторические места Ямала намного ценнее, чем египетские пирамиды, – делает смелое заявление Неркагы. – Я тут исхожу из чувства патриотизма, конечно. Вместо того чтобы судачить на кухне, я стараюсь что-то реальное делать, чтобы у нас стало лучше. И очень важно, когда есть единомышленники, когда тебя руководство понимает. Очень благодарен Татьяне Николаевне Каштановой, которая мои идеи, казалось бы, поначалу утопические, поддерживала.

    Что может быть прекрасней – притронуться к неизведанному, увидеть своими глазами, услышать своими ушами, стать на время независимым от тягот цивилизации, заглянуть в мир, где действует единственный закон – выживания.

    Положа руку на сердце нужно констатировать: мы сумели сохранить свою идентичность и приумножаем культуру народов России. Этим мы интересны и, несомненно, в этом потенциал дальнейшего развития, – заключил он.

     

    Лариса Багумян

    larisa00767@mail.ru

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика