-9...-11°C

16+
  • Дороги Севера поизносились

    15.06.2011 08:54:42

    Дороги Севера поизносились

    Представителей северных территорий ознакомили с опытом развития  и содержания дорог  на Ямале. Техническое состояние многих автомобильных дорог Крайнего Севера можно расценивать как критическое. Причем двадцать  процентов протяженности северных дорог опасны для движения транспорта. На Ямале иная ситуация. Сенаторы от северных территорий серьезно озабочены общим состоянием сети автомобильных дорог в районах Севера. Их сеть не отвечает требованиям устойчивого социально-экономического развития северных регионов.

    Поэтому комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов провел по дорожной проблематике «круглый стол». Был рассмотрен один вопрос: о законодательном обеспечении развития автомобильных дорог в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. На заседание в верх-нюю палату пожаловали представители обеих ветвей власти северных субъектов Федерации, большие начальники Минтранса РФ и профильного агентства.

     

    О  ЗИМНИКАХ И БЕСХОЗНЫХ ДОРОГАХ

     

    Открывая заседание «круглого стола», председатель профильного северного комитета Александр Матвеев озвучил сразу все острые проблемы, накопившиеся в общем северном дорожном хозяйстве. Он, в частности, заявил:

    – Общее состояние в этой сфере характеризуется низкой плотностью автомобильных дорог общего пользования, их разобщенностью, неоднородной степенью транспортной освоенности северных территорий. И ныне на Севере без зимников не обойтись. А ведь это сотни километров зимних автомобильных дорог. В то же время существующая ныне нормативная правовая база недостаточно регулирует их деятельность. Возникло большое количество ведомственных дорог низкой технической категории. Острой проб-лемой стали так называемые «бесхозные» дороги. Они возникли в связи с ликвидацией предприятий. Или исключением из состава основных фондов дорог и дорожных сооружений при приватизации организаций лесопромышленного комплекса, горнодобывающей отрасли.

     

     

    ИЗНОС  – ДО  90  ПРОЦЕНТОВ!

     

    Особую тревогу участников «круглого стола» вызвало общее состояние дорог, их высокая степень износа. Приведен такой факт: износ основных дорожных фондов в северных регионах оставляет от 45 до 90 и более процентов. К примеру, в Республике Алтай доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 95 процентов.

    А вот что показал анализ региональных программ строительства и реконструкции дорог в северных регионах: в среднесрочной перспективе необходимо построить и реконструировать свыше 7,5 тысячи километров федеральных дорог и более 10 тысяч дорог регионального и муниципального значения.

     

    ВЕЧНО С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ…

     

    Как видим, чтобы привести дороги Севера в нормальное состояние, требуется выполнить огромный объем строительных работ. Тем не менее за последние годы значительно сократился объем средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на реконструкцию и ремонт северных дорог. Логику финансового ведомства страны в этом плане трудно понять.

    Ведь установленные ныне критерии предоставления субсидий из федерального бюджета на строительство дорог в сельской местности  лишают ряд северных дотационных регионов возможности участвовать в программах развития дорог.

    Поэтому специалисты говорят: пока не будет открыто нормальное, отвечающее требованиям дня финансирование, дороги Севера так и будут находиться в плачевном состоянии.

    Нелишне напомнить о том, что на высокоширотные территории страны приходится порядка  80 процентов всех полезных ископаемых России. Именно недостаточная обеспеченность автомобильными дорогами в районах Севера не позволяет в полной мере осваивать богатейшие ресурсы. Словом, низкий уровень развития дорожной сети уже привел к значительным потерям экономики страны.

     

    ОПЫТ ЯМАЛА  –  ЦЕНЕН

     

    Участников «круглого стола» ознакомили с опытом развития и содержания дорог на Ямале. И с принимаемыми мерами по созданию регионального дорожного фонда.

    А рассказать действительно есть о чем. В ЯНАО ежегодно устраивается и эксплуатируется около одной тысячи километров зимних автомобильных дорог. Причем они имеют самостоятельное значение. В то же время есть и негативные нюансы на законодательном уровне.

    Так, в ныне действующем федеральном законе «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Россий-ской Федерации», в пункте 3, «искусственные дорожные сооружения» отсутствует понятие «понтонные переправы» (наплавные мосты).

    Администрация автономного округа предлагает вынести из понятия «искусственные дорожные сооружения» термин «зимники» с приданием данному термину отдельного основного понятия и включить в понятие «искусственные дорожные сооружения» термины «понтонные переправы» и «паромные переправы».

    Заявлено и о том, что «приоритетным направлением развития транспортной инфраструктуры в автономном округе является строительство новых наземных транспортных коммуникаций и объектов, главным образом, в рамках реализации проекта «Урал промышленный – Урал полярный».

    Так, в части развития автодорожной сети в период до 2020 года планируется осуществить строительство мостового перехода через реку Обь в районе города Салехарда. А также мостового перехода через реку Надым.

    Предполагается строительство дорожного участка Надым – Салехард и автомобильной дороги Сургут – Салехард. Общая протяженность стройки – 315 километров. Уже заключены контракты на строительство участков общей протяженностью 195 километров. Общая стоимость дороги составит 32 миллиарда рублей.

     

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВУ  РФ

     

    Участники «круглого стола» обратились к правительству РФ с просьбой начать разработку федеральной целевой программы развития автомобильной инфраструктуры Севера «с целью формирования единой круглогодично доступной дорожной сети».

    Предложено также обеспечить финансирование дорожных работ на Севере в полном объеме. И наладить внедрение современных форм ценообразования в дорожной отрасли. И при этом необходимо развивать конкуренцию на рынке строительных материалов.

    Отдельное поручение о том, чтобы навести порядок на «бесхозных» дорогах. А главное – определить ведомства, которые бы отвечали за их ремонт и модернизацию.

     

    Анатолий  УРВАНЦЕВ

    Фото Леонида ТРОФИМЧУКА

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика