...°C

16+
  • Две надежды земли ямальской стали главными героинями столичного кино

    12.09.2011 06:01:02

    Две надежды  земли ямальской стали  главными  героинями столичного  кино

    Вынырнув  на несколько дней  из тундровой жизни и чуть передохнув, москвичи вновь отправились в глубинку  Ямала.

     

     

    «КС» уже писал о том, что съемочная группа столичного продюсерского центра «ДС фильм» снимает документальный фильм о ненецкой писательнице Анне Неркаги. Десять дней провели москвичи в лагере «Земля надежды», что от поселка Лаборовая  в двух часах езды на вездеходе. И теперь режиссер Екатерина Головня делится с нами впечатлениями.

     

    – Поскольку Анна Павловна – сложный, неоднозначный человек, работа над сценарием длилась долго. Переговоры начались около года назад.

     

    ВОСПИТАНИЕ ТРУДОМ

    С первых минут нашего приезда Анна Павловна повела себя именно так, как о ней рассказывали. Общение было односложным. Меня предупреждали, что человек она малоразговорчивый, неулыбчивый. Я переживала. Как ее снимать, о чем спрашивать?

     

    Добрались до «Земли надежды» не без приключений – трэколы вязли, вездеходы их вытягивали… Мы приехали, нас обступили дети, олени… Поначалу я искала привычные приметы лагеря. К вечеру поняла, что режима нет. На первый взгляд, лагерь – это броуновское движение. Но все при деле. Девчонки на кухне, мальчишки тоже заняты. Анна Павловна все утро носится, командует, кому что пилить, строгать, сама что-то подбирает, выбрасывает...

     

    Поразительно, но все дети Анну Павловну называют мамой. И это «мама, мама!» слышится круглосуточно.

     

     kino2

     С детьми Анна Павловна по-ненецки строга. Но как они ее любят!

     

    В лагере устанавливается порядок, ведомый ей одной. Сначала казалось, что это показуха – зачем трудиться, когда и так в лагере порядок? Но нет. Там постоянно кипит работа. Потом выяснилось, что у писательницы принцип воспитания детей такой: утром дети должны работать. С трех лет заняты все.

     

    Наверное, это правильно. Московские дети избалованны, они не приспособлены трудиться. Чтобы в три года ребенок полез куда-то в горы… Передо мной шагала трехлетняя Кристина. Она успевала есть ягоды, показывать дорогу. И, еще не очень хорошо разговаривая, объяснять, куда можно наступать. Сзади меня шел, помогая и охраняя, отец Артемий – десятилетний Тёма. Ему Анна Павловна уготовала судьбу священнослужителя. Каждого ребенка она с детства готовит к его судьбе, определяет, чем он будет заниматься, с кем создаст семью.

     

    В один из дней Анна Павловна повела нас на гору, где находится «кресло архангела Михаила» – большой овальный камень с углублением, будто вручную выдолбленный. Сверху, с этой горы открылся потрясающий вид на «Землю надежды»: посреди тундры, у озера, стоит деревянная церковь, домики. Показывая, Анна Павловна вдруг раскрылась. Переход от отчуждения к откровению произошел резко и сразу.

     

    Она рассказала свою грустную историю: на берегу этого озера умерла ее первая приемная дочь. Потом писательница пригласила меня домой, мы с ней долго разговаривали, но один на один, без съемочной группы.

     

    Тридцать часов было отснято в предгорьях Полярного Урала. И только пятьдесят две минуты из них попадут в ленту.

     

     kino1

    Для двух выпускников ВГИКа, в том числе для Михаила,  поездка в Лаборовую стала первым серьезным испытанием в профессии.

     

    О ХАНТЫ

    Второй герой, ради которого москвичи ехали на Ямал, от съемок отказался. Нового пришлось искать на месте. Сразу после приезда из Лаборовой Екатерина Головня встретилась с хантыйской художницей Надеждой Талигиной.

     

    – Я ожидала отказа. И до слез была тронута, когда услышала в ответ на наше предложение: «Наконец-то я о своем народе смогу рассказать!» – улыбаясь, говорит режиссер. – Во втором фильме мы покажем народ ханты через его героиню – нежную, чуткую художницу. Мы снимали в мастерской Надежды Михайловны – малюсенькой комнатке, наполненной теплом и любовью к тому, что она делает. Разговоров в гостинице потом было на целый вечер. «А как она рассказывала о танцующей девушке! А кошка! Надо не забыть снять кошек!» И на следующий день съемочная группа ходила по Салехарду, снимала кошек.

     

    Затем москвичи отправились с художницей в Мужи. Но одной поездкой, считают они, не охватить всего многообразия культуры ханты. Чтобы завершить съемки, в марте запланирована еще одна.

     

    Ольга  СЫТНИК

    Фото из архива

    съемочной группы продюсерского центра «ДС фильм» (Москва)

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика скрипт статистика посещения
HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика