-2...-4°C

16+
  • Глубина прощается с судами

    15.10.2014 11:08:09

    Глубина прощается с судами

    Пошаговое руководство перевода плавсредств в спячку.

    Межсезонье в полных правах: на Ямале выпал снег, навигация вот-вот прекратится. Спасатели рекомендуют хозяевам моторок и катеров готовиться к зимовке. А всех остальных предостерегают от прогулок по тонкому льду.

    У капитанов маломерных судов дел сейчас по горло: нужно подготовить их к стоянке длиной в зиму.

    – Если возможно, судно необходимо вытащить для хранения на берег. Хорошо если есть вариант поставить его на лодочную станцию. Когда такового не имеется, всё равно понадобится специально отведенное место. Если нет совсем никакого помещения, разрешается хранение и на открытом воздухе – под навесом или брезентом, – говорит Александр Макаров, начальник отдела гражданской инспекции маломерных судов ямальского ГУ МЧС. – Но перед тем нужно зачистить корпус внутри, под сланями, то есть «полом»-настилом в лодке: оттуда следует удалить воду и грязь.

     

    СЛИВАЕМ БАКИ!

    Подготовка, впрочем, включает не только капитальную уборку на борту. С судна надо забрать вообще всё лишнее, в том числе двигатель. И не забыть слить из бака бензин!

    – Хранение на берегу маломерных судов, заправленных горюче-смазочными материалами и водой, запрещается. Необходимо подготовить двигатель к зимовке. Вообще и подвесные лодочные моторы, и другое оборудование, и предметы снабжения на зиму снимаются и консервируются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей – на флоте в таких случаях говорят «разоружить судно». Если владелец будет проделывать эти несложные процедуры, то значительно увеличит сохранность и срок службы водного транспорта, – говорит Александр Юрьевич.

    Владельцам маломерных судов инспекторы настоятельно рекомендуют придерживаться правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ямало-Ненецком автономном округе и общероссийских правил плавания по внутренним водным путям. После закрытия навигации выход маломерных судов на водные объекты запрещен, напоминает начальник отдела ГИМС.

    – Судоводители должны понимать, что вода остывает медленнее. Порой, когда воздух охлаждается до минус 15–20 по Цельсию, река может еще сохранять температуру в пять-семь градусов. Соленая вода вообще застывает только при сильных заморозках, – говорит Александр Макаров.

     

    ЧЕМ ГРОЗИТ ОЛЕДЕНЕНИЕ

    Другое дело, когда при движении маломерного судна влага попадает на палубу и намерзает на ней, – это происходит очень быстро.

    – Судно начинает нести дополнительный груз, который с каждой минутой движения растет, но грузоподъемность судна определена его техническими характеристиками. Особенно плохо, если лед нарастает на палубе, мачтах, надстройках. Как правило, центр тяжести судна находится ниже ватерлинии. Такое судно считается остойчивым: даже качаясь под действием ветра или волн, в итоге  оно возвращается в первоначальное состояние.  При обрастании палубы и надстроек льдом центр тяжести начинает перемещаться вверх, а метацентрическая высота, показатель остойчивости, опускаться. Это можно заметить: судно очень медленно начинает возвращаться в свое первоначальное положение. Наступает момент, когда оно приходит в безразличное равновесие – не выравнивается, скажем, после удара волны, а остается с креном на борт. А следующий этап – опрокидывание, которое может привести к гибели находящихся на борту. Я рассказываю об этом так подробно, поскольку многие судоводители пренебрегают предостережениями или не знают, к чему может привести обледенение, – объясняет Александр Макаров.

     

    Подготовил Евгений КУЗНЕЦОВ

    Фото: Александр Бейфус

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика