«У нас два раненых и один дохлый, противник справа». На Ямале высадились горные стрелки | «Красный Север»
0°C

Новости

«У нас два раненых и один дохлый, противник справа». На Ямале высадились горные стрелки

На берегу реки Собь с 4 по 13 сентября проходят окружные сборы «Горные стрелки» для юношей допризывного возраста. Старшеклассники осваивают армейский распорядок дня, едят сухпаек и получают навыки начальной военной и туристической подготовки. «Красный Север» посмотрел, как живется полусотне парней вдали от цивилизации.


Окрестности горного массива Рай-Из. Несемся по каменистой кривой дороге на внедорожнике. Трясет так, что вот-вот головой задену крышу машины. Справа и слева желтой полосой тянется березовый лес. Солнце заливает ярким светом и жарит как будто сейчас июль, а не сентябрь. За рулем организатор окружных учебно-полевых сборов «Горные стрелки» Павел Прохарко перекрикивает оглушительный гул двигателя.

– За несколько дней жизни в полевых условиях ребята окончательно освоились. Прошли мероприятия по командообразованию, интеллектуально-развлекательная игра «Войны и воины» и военная теоретическая подготовка. Отряды работают уже больше самостоятельно. В их задаче пройти шесть точек и отработать полученные навыки, ну а завтра в поход.

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Мы едем по лесу рядом с поселком Харп, где на берегу водоема располагается палаточный лагерь «Горных стрелков». В этом году в сборах для допризывной молодежи участвует восемь групп со всего Ямала. С командой в семь-восемь человек – классическое военное отделение – работает и руководитель.

С девяти утра ребята в полной военной амуниции бегают по лесной чаще в поисках различных тренировочных станций. На точках юноши отрабатывают навыки спортивного туризма, альпинизма и комплексного единоборства, учатся обращаться с учебным оружием, оказывать медицинскую помощь и действовать в чрезвычайных ситуациях.

Почти военный экстрим

На часах начало одиннадцатого утра. Внедорожник останавливается возле красно-желтой березки. Вылезаем из машины и, пошатываясь после веселой поездки, направляемся к точке.

– Отойдите, а то вас завалят тут, – советуют военные, как только мы добираемся до места.

Я послушно отхожу в сторону. В паре шагов от нас в шеренгу встает группа парней в военной амуниции, лица серьезные, в руках автоматы. Выстрел! От неожиданности вздрагиваю и зажмуриваюсь. Открываю глаза, а солдаты уже лежат на земле.

– Ты куда лег? Лобанов! Повернись быстро, – громко шепчет руководитель отряда из Надыма Владимир Хижняк.

Парень ничего не слышит и продолжает спокойно смотреть то на траву, то по сторонам.

– У нас два раненых и один дохлый, противник справа. Вот ваш сектор, надо его контролировать, – командует мужчина в форме.

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Замечаю, как неподалеку в траве лежит живой человек с перебинтованной ногой. Тут же из кустов несколько солдат тащат еще одного подбитого. Справа полыхает полуразвалившееся одноэтажное белое здание с пулевыми отметинами на стенах. От постройки тянется облако черного дыма. Впечатляюще.

– Мы на точке тактической подготовки. Здесь ребята отрабатывают навыки поведения в экстремальных ситуациях, – говорит Павел Прохарко.

Задания у каждой группы разные: одни должны провести захват здания, другие спасти заложника, третьи устроить засаду. Выстрел – это команда к началу боевых действий, после которого бойцы должны принять оборонительные позиции на земле. Тут же проходит следующая станция военно-медицинской подготовки. Вместе с медработником участники оказывают первую помощь или проводят неотложные реанимационные мероприятия.

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Подготовить пацанов получится совсем чуть-чуть, но зато такие сборы дадут им возможность свыкнуться с правилами и физическими нагрузками. Они ведь пока ничего не знают, даже когда бегут, видно, что им автоматы мешают! – объясняет Владимир Хижняк.

– А дом-то почему горит? – не в тему интересуюсь.

– Так, для красоты и атмосферы.

Разговоры не по расписанию

После окончания тренировки подхожу к группе запыхавшихся ребят из Салехарда. У них есть пара минут на привал, поэтому все побросали рюкзаки и уселись на траву.

– Как ощущения? – спрашиваю.

– А по нам не видно? – раздается общий смех.

– Уже с самого утра устали?

– Да не-еее, – протягивает Асхат Кортубаев. – А кто знает, что это утро? Не спишь ни днем, ни ночью.

– А ночью-то почему не спите?

– Вообще за автоматы переживаешь – вдруг украдут, мало ли кто тут в лесу бродит. Да и костер поддерживаешь, потому что воду под утро все равно надо нагревать: чай попить, умыться, – серьезно рассказывает Леша Инюшов.

– Так, бойцы! Не расслабляемся! У нас по сорок минут на каждую точку. Быстрей собираемся! Научены уже, – раздает команды руководитель отряда Александр Кустинов.

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Через минуту парни уже бегут в другую часть леса. Организаторы стремятся познакомить участников с непростыми основами военной службы и армейского полевого быта. А четкий распорядок дня – первое правило настоящего солдата, поэтому на лишние разговоры времени у ребят нет. В девять отбой, в семь подъем, проверка внешнего вида, завтрак и зарядка, точнее марш-бросок в три километра. Далее несколько часов тактической и военно-медицинской подготовки, на обед и ужин армейский сухпаек в лесу и даже беседы у костра по расписанию.

Хоть дисциплина армейская, но телефоны не запрещены. По словам Павла Прохарко, возможность созвониться с родителями – одно из основных условий нахождения школьников в лагере. Каждый вечер можно зарядить телефоны и портативные зарядки, чтобы быть на связи с родственниками.

Не забивай руки на переправе

Пока молодые бойцы преодолевают очередные несколько километров до следующей станции, нас с ветерком несет внедорожник Павла Прохарко. Останавливаемся недалеко от небольшого ручья, над которым протянуты тонкие канаты. На этой точке идет отработка техники и тактики переправ. Весь состав команды на скорость должен перебраться над водным препятствием на другой берег и обратно.

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Мы уже второй день учим ребят самостоятельно наводить переправы, – произносит руководитель станции и представитель службы «Ямалспас» Сергей Серокуров. – Допустим, перед ними река или небольшой овраг. Первого человека страхует вся команда, потом каждый с помощью туристического снаряжения должен перебраться. Главная задача – не упасть и соблюдать технику безопасности. Возможно, в походе бойцам предстоит переход через Собь, если вода будет маленькая.

Первым к переправе вызывается Леша Бармак. Он хватается за веревку, закидывает ноги, зацепляет карабин за канат, ставит его на ролики и начинает ползти. Со стороны выглядит так, будто парню это ничего не стоит. Преодолев два веревочных маршрута за минуту, он оказывается снова на нашем берегу.

– В принципе все, – Леша отстегивает карабин от веревки и спрыгивает на землю.

– Ну как? Несложно? – подхожу.

– Нет. Запыхался только немного. Я просто раньше занимался туризмом, да и отец меня с семи лет таскает то в поход, то на охоту. Так что к таким условиям я был готов. А здесь я в первый раз, но согласился сразу.

– А я тут уже третий раз. Просто после таких сборов дома неделю сидишь и отдыхаешь! – знающе добавляет товарищ Леши.

– Не зеваем там! Уже должен двигаться следующий, – кричит куратор от «Ямалспаса» Александр Реребцов.

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

По веревке один за другим начинают перемещаться члены команды. Остальные стоят на берегу, пристально следят за товарищами и переговариваются.

– Да, Макс вообще обезьяна! Две минуты – и он уже там.

– Так чего он за длинный ус цепляет? За маленький надо же!

– Че, Леха, сегодня-то доберешься? Веревка прямая, ничего не будет.

– Тут лазить тяжело, руки забиваются, вот у него уже забились. Борис, ты как там?

– Ногу закинь, повернись лицом к дереву! Молодец, давай еще, терпи!

– А я где-то шапку посеял…

Поговорим по-армейски

Следующая станция находится у порога небольшой скалы, где уже собралась группа ребят. В центре стоит кандидат в мастера спорта и инструктор, методист первой категории Сергей Журавлёв. На сборах «Горных стрелков» он работает уже в пятый раз.

– Ну что, команда, уши наготове? – обращается тренер к бойцам. – Итак, вчера мы проходили индивидуальную страховку, сегодня работаем с массовой. Задание не на скорость, главное – техника выполнения. Вы должны не лезть по скалам, а использовать жумар для передвижения, рукой себя подтягивать по веревке и ногами двигаться вразнос. Наверх поднялись, сели на спусковое устройство, грамотно спустились вниз. Здесь второй человек учит страховать: встает и упирается правой ногой в камень и веревку руками протягивает через «восьмерку». Все, работаем.

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Пока Сергей Васильевич объяснял правила скалолазания, отряд оперативно надевал индивидуальную страховочную систему. Вообще вся экипировка у команд преимущественно своя, но организаторы могут предоставить все необходимое: форму, каску, учебный автомат, котелок для приготовления пищи, фляжку, противогаз, палатку и рюкзак.

– Так, эти карабины тебе не нужны, их сними. А этот жумар пригодится, его – сюда, – Сергей Журавлёв поправляет экипировку первого вызвавшегося смельчака. – Все как в космосе должно быть прикреплено, ничего не болтаться, тогда будет удобно.

Участники начали взбираться, за ними строго следит не только тренер, но и единственная девушка на окружных сборах, координатор проекта «Горные стрелки» от окружного молодежного центра Салехарда, Инесса Макарова. Впервые за семь лет в суровом мужском коллективе военных работает женщина. Сегодня Инесса помогает в качестве инструктора, вела площадку по командообразованию.

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Участников впереди ждет поход в горы, поэтому они должны научиться взаимовыручке и взаимодействию в команде. Сплоченная работа всегда делает отряд сильнее, – комментирует Инесса.

– Еще есть такое понятие, как армейская коммуникабельность, – добавляет Сергей Журавлёв, – то есть человек кроме физической подготовки должен еще иметь психологическую. Если до этого ребята не умели постирать носки и приготовить яичницу, то здесь они начинают работать на коллектив. Они учатся общаться с сослуживцами и отвечать за себя в полной мере. Такие вещи здесь решаются постоянно: и во время приготовления пищи, и во время похода.

По горам и осыпям

Время подходит к обеду. Командам осталось пройти еще две точки: туристическую, где ребят научат собирать походный рюкзак, и армейский рукопашный бой под руководством росгвардейцев. Там пока никого нет, а вот возле станции «Скалолазание» уже небольшая очередь. Ребята располагаются прямо на траве и переводят дыхание. Кто-то открывает коробку с сухпайком, кто-то, закинув руки за голову, отдыхает. На сборах каждая свободная минута на счету.

Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Владислав Мояк / КРАСНЫЙ СЕВЕР

До ужина ребят еще погоняют по лесу, чтобы окончательно отработать полученные военные и туристические навыки. Перед сном – просмотр фильма «Ответный ход». Сейчас у них – четырехдневный поход первой категории сложности на Полярный Урал, где проверяют на выносливость и подготовку к жизни в полевых условиях.

– Ребятам придется не просто подняться на гору и спуститься, а выполнить полный курс обучения азам альпинизма. Кроме самого восхождения у нас спланирована комбинированная программа: будут скальные подъемы, передвижение по осыпям, переправам вброд и курс обучения горным техникам. Поэтому-то сборы и называются «Горные стрелки», – рассказывает Сергей Журавлёв.

Вернутся команды сегодня, 10 сентября. Выдержавших весь маршрут и выполнивших все разрядные требования бойцов наградят нагрудным знаком с присвоением звания «Турист России» и «Альпинист России». В последние два дня ребята отправятся музей боевой славы В.П. Бережного в Харпе и поучаствуют в военном квесте.


1

0

0

0

0

0



Темы