НОВОСТИКак живут бездомные в Салехарде: ноль алкоголя и посильный труд ЖИЛЬЁСтарые снесут, новые построят: ноябряне отмечают новоселья НОВОСТИГаз станет основным источником энергии на ближайшие 50 лет ОБЩЕСТВОНа Ямале обсуждают меры по ограничению продажи алкоголя НОВОСТИБюджет Ямала пополнился почти на 20 миллиардов рублей ЖИЛКОМХОЗНовоуренгойская многоэтажка прославилась на всю страну ПРОИСШЕСТВИЯЖительницу Тарко-Сале подозревают в убийстве мужа НОВОСТИИзвестно, когда пойдет последний паром Салехард – Приобье ОБЩЕСТВОЮным ягельчанам подарили замок ЭКОНОМИКАВ Надыме ждут первую осеннюю ярмарку тюменских производителей ЭКОНОМИКАВласти ЯНАО анонсировали повышение зарплат бюджетникам ПРОИСШЕСТВИЯДовели до абсурда. Как подвыпившие сельчане удирали от полицейских через окно КУЛЬТУРАХудожники из Тюмени и Петербурга влюбились в утренние туманы шурышкарской земли КУЛЬТУРАВ музыкальных школах Ямала расчехляют новенькое оборудование, а в Тазовском появится кинозал ОБЩЕСТВОСудьбу первого салехардского фонтана решат горожане СПОРТЯмальский спортсмен вместе со сборной России победил на чемпионате мира по пожарно-спасательному спорту ОБЩЕСТВОНа Ямале выбирают социальный проект года НОВОСТИПервый фестиваль ямальской шишки: как это было НОВОСТИСнегопад признан уважительной причиной для неявки на работу НОВОСТИКрасавица с Ямала получила титул Miss the Sustainability на международном конкурсе НОВОСТИВ трех ямальских городах переизберут мэров НОВОСТИНовоуренгойскую многоэтажку «подперли» дощечкой ЭКОНОМИКА18 и 19 сентября ПАО «Запсибкомбанк» приглашает на ипотечную ярмарку в Салехард, Лабытнанги и Харп ОБЩЕСТВОЯмальская управляшка может лишиться жилфонда, которому подыскивают новую УК ОБЩЕСТВОНоворенгойским кальянщикам за креативную рекламу может грозить штраф

5...7°C

Конкурс Живем на севере
16+
  • Групповое фото оленей сделают с небес

    27.09.2014 03:05:17

    Групповое фото оленей сделают с небес

    Ямал сэкономит на «стирательной резинке» для белых пятен.

    Дорога Салехард – Надым в обе стороны теряется в тумане. Группа людей стоит на проезжей части, изредка переходя с одной полосы на другую, чтобы не мешать движению машин. Взгляды устремлены вверх – в серой дымке скользит бесшумная тень. Это и есть недавняя ямальская покупка.

    Как уже сообщал «КС», регион приобрел два беспилотных летательных аппарата (БПЛА), переданных сейчас в ГУП «Ямал-инфотех». Работу одного из них на днях продемонстрировали журналистам. 

    Машина с размахом крыла более полутора метров весит немного, пять-шесть кило, из которых немалая часть – мощный аккумулятор да камера. Запуску предшествует сборка – к фюзеляжу на обычную застежку-липучку пристыковали крылья – и предполетная проверка. Элероны благополучно поднимаются и опускаются, люк парашютного отсека не клинит, двигатель работает, приемник воздушного давления успешно его измеряет, датчики отслеживают крен и тангаж*.

    Стартует устройство с катапульты – эластичного шнура, закрепленного одним концом. Сотрудник информационного департамента цепляет дрона за две петли и отходит, натягивая «тетиву» изо всех сил. Затем просто отпускает. На землю мини-самолет уже не падает: по изменению давления он «почуял» свободу, мотор включился моментально. С негромким жужжанием аппарат взмывает вверх и вскоре теряется – в тумане его едва видно, если внимательно не присматриваться, и совсем не слышно. А ведь высота задана минимальная, всего сто метров! Впрочем, крыло всегда найдется на экране ноутбука, с которого полет контролирует оператор.

    Женский голос автоинформатора сообщает о скорости ветра и о полетном времени. Довольно скоро аппарат, сам себя проверив, сигнализирует «летчику» об обледенении. На этом демонстрация заканчивается – самолет сажают. Перевернувшись в воздухе, устройство опускается поодаль от дороги, покачиваясь на ярком парашюте. В полностью автоматическом режиме всё было бы еще проще – точка посадки задается кликом мыши, а дрон сам заходит на цель, как правило, с точностью метров до пятнадцати.

    В единую фотографию всё отснятое в полете сшивают за два-три часа с помощью специального программного обеспечения, рассказывает Николай Бердюгин, специалист ГУП «Ямал-инфотех». Полученные данные подойдут для ортофотопланов масштабом от 1:2000 до 1:500. Можно создавать и 3D-изображения: взять для стереопары съемку одной и той же местности с немного разных точек – и пожалуйста.

    Посмотрели – теперь можно и пообщаться. Какую выгоду надеются извлечь из покупки?

    – В основном аппараты пригодятся для обновления карт: снимая строения, потом точно сможем их отрисовать в цифровом виде и получить так называемый адресный план, – говорит Алексей Микалин, заведующий сектором пространственных данных ямальского департамента информационных технологий и связи

    – Если Горнокнязевск у нас, допустим, десять на десять километров, то «космос» мы можем заказать в размере только сто на сто, – поясняет завсектором. – То есть ради маленького кусочка – огромный объем ненужной территории, и в год округ тратил на снимки от миллиона рублей. А здесь мы получаем только данные, которые нам нужны, экономим время и средства, при этом выигрываем в качестве.

    Учитывая вышесказанное, в первую очередь департамент планирует направить беспилотник именно к небольшим поселкам. В информационных картографических системах они – белое пятно, говорит специалист: просто название и точка на карте, больше ничего. Этот пробел и планируют восполнить с помощью БПЛА-самолета. Вертолет же пригодится для обследования точечных объектов. Его уже задействовали для облета ямальской воронки и салехардского полигона ТБО.

    – Сфера применения аппарата довольно широка. Прежде всего, мониторинг линейных объектов – дорог, газопроводов, – дополняет Дмитрий Манджеев, директор ГУП «Ямал-инфотех». – Можно фиксировать данные о характере растительного покрова или, к примеру, считать крупных животных. А с беспилотника вертолетного типа – получать изображение культурно-массовых мероприятий, это будет наглядно и информативно. Прорабатываем еще ряд проектов с окружными структурами.

    Впрочем, обращаться могут все желающие, отмечает директор: в «Ямал-инфотехе» создан центр обработки данных, сформирован прайс-лист на услуги. Так что стоимость аппаратов помогут отбить коммерческие заказы.

     

    * Тангаж – угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции.

    Данил Колосов

    kdv-ks@mail.ru

    Фото автора

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...