-2...-4°C

16+
  • Групповое фото оленей сделают с небес

    27.09.2014 01:05:17

    Групповое фото оленей сделают с небес

    Ямал сэкономит на «стирательной резинке» для белых пятен.

    Дорога Салехард – Надым в обе стороны теряется в тумане. Группа людей стоит на проезжей части, изредка переходя с одной полосы на другую, чтобы не мешать движению машин. Взгляды устремлены вверх – в серой дымке скользит бесшумная тень. Это и есть недавняя ямальская покупка.

    Как уже сообщал «КС», регион приобрел два беспилотных летательных аппарата (БПЛА), переданных сейчас в ГУП «Ямал-инфотех». Работу одного из них на днях продемонстрировали журналистам. 

    Машина с размахом крыла более полутора метров весит немного, пять-шесть кило, из которых немалая часть – мощный аккумулятор да камера. Запуску предшествует сборка – к фюзеляжу на обычную застежку-липучку пристыковали крылья – и предполетная проверка. Элероны благополучно поднимаются и опускаются, люк парашютного отсека не клинит, двигатель работает, приемник воздушного давления успешно его измеряет, датчики отслеживают крен и тангаж*.

    Стартует устройство с катапульты – эластичного шнура, закрепленного одним концом. Сотрудник информационного департамента цепляет дрона за две петли и отходит, натягивая «тетиву» изо всех сил. Затем просто отпускает. На землю мини-самолет уже не падает: по изменению давления он «почуял» свободу, мотор включился моментально. С негромким жужжанием аппарат взмывает вверх и вскоре теряется – в тумане его едва видно, если внимательно не присматриваться, и совсем не слышно. А ведь высота задана минимальная, всего сто метров! Впрочем, крыло всегда найдется на экране ноутбука, с которого полет контролирует оператор.

    Женский голос автоинформатора сообщает о скорости ветра и о полетном времени. Довольно скоро аппарат, сам себя проверив, сигнализирует «летчику» об обледенении. На этом демонстрация заканчивается – самолет сажают. Перевернувшись в воздухе, устройство опускается поодаль от дороги, покачиваясь на ярком парашюте. В полностью автоматическом режиме всё было бы еще проще – точка посадки задается кликом мыши, а дрон сам заходит на цель, как правило, с точностью метров до пятнадцати.

    В единую фотографию всё отснятое в полете сшивают за два-три часа с помощью специального программного обеспечения, рассказывает Николай Бердюгин, специалист ГУП «Ямал-инфотех». Полученные данные подойдут для ортофотопланов масштабом от 1:2000 до 1:500. Можно создавать и 3D-изображения: взять для стереопары съемку одной и той же местности с немного разных точек – и пожалуйста.

    Посмотрели – теперь можно и пообщаться. Какую выгоду надеются извлечь из покупки?

    – В основном аппараты пригодятся для обновления карт: снимая строения, потом точно сможем их отрисовать в цифровом виде и получить так называемый адресный план, – говорит Алексей Микалин, заведующий сектором пространственных данных ямальского департамента информационных технологий и связи

    – Если Горнокнязевск у нас, допустим, десять на десять километров, то «космос» мы можем заказать в размере только сто на сто, – поясняет завсектором. – То есть ради маленького кусочка – огромный объем ненужной территории, и в год округ тратил на снимки от миллиона рублей. А здесь мы получаем только данные, которые нам нужны, экономим время и средства, при этом выигрываем в качестве.

    Учитывая вышесказанное, в первую очередь департамент планирует направить беспилотник именно к небольшим поселкам. В информационных картографических системах они – белое пятно, говорит специалист: просто название и точка на карте, больше ничего. Этот пробел и планируют восполнить с помощью БПЛА-самолета. Вертолет же пригодится для обследования точечных объектов. Его уже задействовали для облета ямальской воронки и салехардского полигона ТБО.

    – Сфера применения аппарата довольно широка. Прежде всего, мониторинг линейных объектов – дорог, газопроводов, – дополняет Дмитрий Манджеев, директор ГУП «Ямал-инфотех». – Можно фиксировать данные о характере растительного покрова или, к примеру, считать крупных животных. А с беспилотника вертолетного типа – получать изображение культурно-массовых мероприятий, это будет наглядно и информативно. Прорабатываем еще ряд проектов с окружными структурами.

    Впрочем, обращаться могут все желающие, отмечает директор: в «Ямал-инфотехе» создан центр обработки данных, сформирован прайс-лист на услуги. Так что стоимость аппаратов помогут отбить коммерческие заказы.

     

    * Тангаж – угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции.

    Данил Колосов

    kdv-ks@mail.ru

    Фото автора

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика