-9...-11°C

16+
  • Интернатную систему ждут большие перемены

    23.01.2014 04:53:57

    Интернатную систему ждут большие перемены

    Школам-интернатам Ямала предстоит стать центрами этнокультурного образования для детей, живущих с родителями в тундре. При этом появляется такое понятие как кочевые образовательные округа. Впрочем, суть их не нова, она лишь повторяет схему закрепления за определенной школой территории, на которой проживают дети, посещающие эту образовательную организацию.Как и обычная школа, интернат предлагает на выбор разные варианты получения образования. Только если для горожан актуальны, допустим, семейная или дистанционная форма, то для кочевого населения – сезонная школа, кочевая школа, кочевой детский сад. 

    – Сложившаяся на Ямале система кочевого образования интересна другим регионам, а также международным партнерам, – констатирует Григорий Лымар, начальник отдела регионального развития окружного департамента образования. – Во-первых, наш опыт легко транслируется, а во-вторых, разработан в полном соответствии с федеральным законодательством.

     

    ПРИШЛИТЕ НАМ УЧИТЕЛЯ…

    Работа была не из легких, подтверждает Григорий Васильевич, ведь в новом законе об образовании не закреплено понятие «кочевая школа». Поэтому в региональном законе кочевое образование рассматривается как форма получения образовательной услуги. Наравне с очно-заочной, семейной и дистанционной.

    В этом случае также составляется индивидуальный учебный план, и педагог при необходимости проводит занятия «на выезде». Становится кочевым учителем, поясняет наш респондент.

    Родителям же достаточно написать заявление о выборе формы обучения, и образовательная организация должна будет обеспечить ребенку возможность обучаться с учетом национального календаря. Все ямальские школы-интернаты при разработке планов развития до 2020 года это предусмотрели.

     

    КАК УДОБНЕЕ – РЕШАЮТ ИНТЕРНАТЫ

    Какие же проблемы решают эти программы? С тех пор как на территории округа появились школы-интернаты, они хорошо знакомы.

    Ежегодно, после летних каникул, взрослые с неохотой расстаются с юными помощниками, которым предстоит уехать на учебу в райцентр. Ведь сентябрь – это очень важное время для благосостояния семей кочевников. Поэтому часть родителей просят отсрочить начало учебного времени для своих детей. Так упускается возможность повторить материал за прошлый класс и, приехав в интернат, ребенку приходится сразу изучать новый материал.

    Похожая ситуация складывается весной, когда оленеводы гонят стада к побережью Карского моря, предгорью Полярного Урала. Если дети задержатся в интернате, то развезти их потом по стойбищам будет очень затратно, а кочевники ждать не могут: если вскроются реки, переправить стада будет проблематично. Приходится идти навстречу родителям и отпускать детей до окончания учебного года.

    – В таких случаях наиболее оптимальный вариант – сезонная кочевая школа, – уверен Григорий Лымар. – Такую модель, в частности, предложила Овгортская школа-интернат, победившая в конкурсе инновационных проектов. Предполагается, что сезонная кочевая школа как раз устранит недочеты. Учителя смогут проводить занятия в условиях кочевья, дети – не отставать от учебной программы. Если проект себя оправдает, этот опыт будем использовать в других территориях.

     

    НЕ ЗАБЫТЬ УРОКИ ПРЕДКОВ

    Важной остается и проблема предшкольной подготовки маленьких тундровичков. При анкетировании коренного населения выяснилось: именно дошкольное образование в кочевой форме наиболее приемлемо и понятно для многих.

    Опыт в этом собран уже достаточный: дошкольные группы в тундре, как структурные подразделения сельского детсада, действуют в Тазовском, Шурышкарском и Пуровском районах. Детишки, посещающие такие группы, приезжают в школы-интернаты более подготовленными. Они в большей мере владеют русским языком, знакомы с режимом дня и порядком на занятиях.

    Не будут пустовать кочевые школы и летом: их можно использовать в качестве центров дополнительного образования и досуговых площадок.

    – Конечно же, не забываем и об учебных предметах этнокультурной направленности. В условиях реального кочевья детям легче усвоить премудрости ведения домашнего хозяйства и изготовления национальной одежды, обучиться охоте, рыбалке, освоить малую технику Севера, – напоминает Григорий Васильевич. – Заметьте: никто не говорит о замене школы-интерната на кочевую школу. Просто школа-интернат должна использовать разные варианты предоставления образовательной услуги детям, с учетом наших региональных особенностей – максимально приближенные к местам проживания кочевников.

     

    ФОРСИРОВАТЬ НЕ БУДЕМ

    Количество детей, которых обучают в кочевой форме, из года в год растет незначительно. Но в окружном департаменте образования такими темпами довольны.

    – Это очень тонкий вопрос: нельзя допустить, чтобы у коренного населения возникло ощущение, что рушится вся созданная система, – поясняет директор профильного ведомства Ирина Сидорова. – Поэтому в дошкольных кочевых группах сегодня занимаются 54 малыша, немного меньше детей получают начальное образование – 35, и еще 8 – дополнительное. Так мы демонстрируем родителям способы организации обучения детей и предлагаем их на выбор.

     

    ВЗЯЛ – И ПОЕХАЛ

    Апробацию пройдут не только варианты обучения детей, но и способы работы учителей.

    На факториях, где в этом году начнут действовать модульные здания кочевых школ, педагогам предложат трудиться вахтами. На стойбищах и рыболовецких песках воспитатели – жители этих маленьких поселений, имеющие педагогическое образование.

    Создаваемый банк данных учителей, готовых трудиться в разъездах, учтет и тех тундровичек, которые в свое время получили профессию, но не могли реализоваться. Их ждет повышение квалификации либо переподготовка.

    Кадровый вопрос предполагается решать и с помощью старшеклассников. Так, в Надыме есть уникальный опыт участия школьников в качестве вожатых. Ребята, обучаясь на курсе предпрофильной подготовки «Кочевой учитель», во время летних каникул помогали малышам готовиться к школе. Есть уверенность, что часть старшеклассников продолжат обучение по выбранной специальности. Опыт Надымского района рекомендован к применению в других муниципалитетах округа.

    ТУНДРА ПРИГЛАШАЕТ НА УЧЁБУ

    География кочевых детских садов и школ сегодня весьма обширна.

    Так, кочевая группа для детей от полутора до 7 лет работает в рыболовецком стойбище Хадутэй (Харампуровская тундра).

    Группы кратковременного пребывания функционируют на факториях 5-6 Пески (Находкинская тундра) и Юрибей (Гыданская тундра).

    Малокомплектные кочевые детские сады посещают ребятишки фактории Халмер-Яха (Находкинская тундра) и в Шурышкарском районе.

    Кроме того, в Приуральском районе действуют Лаборовская и Щучьреченская начальные школы.

     

    Елена Миленина

    milenina@mail.ru

    Фото из архива Сеяхинской школы-интерната

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика