13.07.2013 02:00:27
Панорама межселенных территорий Тазовской тундры в отдельных местах может совсем лишиться традиционных чумов – им на смену выросли дома.
Индивидуальное жилье возводится для тех, кто проживает вдали от сельских поселений. По сути, это та же деревянная изба, только в современном исполнении.
Построено 29 домиков, их уже обживают, преимущественно многодетные семьи. Среди владельцев в основном рыбаки ООО «Тазагропромрыба».
На днях брус и материалы для внутренней отделки помещений завезли на фактории 5–6. Тут самое большое рыбоугодье предприятия, постоянно проживает около четырехсот человек. Большинство из них нуждается в улучшении жилищных условий.
Как сообщил директор «Тазагропромрыба» Сергей Саньков, «строительство ведется по принципу: где чум стоит – там ставят дом». Общая площадь домика около 60 квадратных метров плюс пристройки – получается довольно солидное хозяйство. Отопление печное.
Что касается электроэнергии, то пока новоселы полагаются на свои автономные генераторы. В будущем, уверяет директор рыбозавода, решится вопрос централизованного электроснабжения.
По словам Дмитрия Михайлова, заместителя генерального директора ООО «Газпром добыча Ямбург», вложившего в стройку львиную долю средств, за лето на песках планируется построить четыре дома. Одно строение обходится примерно в два миллиона рублей.
– К планомерной замене чумов на деревянное жилье наши рыбаки, представители коренных малочисленных народов Севера, вначале отнеслись скептично, – подчеркивает Сергей Саньков. – Однако, как только прошли первые новоселья и люди поняли, насколько стало удобнее, отношение поменялось. Сейчас у меня лежит около шестидесяти заявлений от желающих заехать в брусовой дом.
Эдман Неркаги, председатель окружной ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!»:
– У меня двоякое отношение к данной ситуации. Ведь, с одной стороны, мы стремимся сохранить традиционные ценности коренных малочисленных народов Севера. И чум, пожалуй, самый главный символ образа жизни, доставшегося нам от предков.
С другой стороны, если человек по каким-либо причинам уже не может кочевать, то проживать в доме, конечно, удобнее.
Владимир Ганчерко
Фото из личного архива Константина Кокова
13.07.2013