-5...-7°C

16+
  • Как мы защищаем окружающую среду

    19.09.2011 10:36:59

    Как мы защищаем окружающую среду

    На Ямале промышленный бум: растут инвестиции в нефтегазовый комплекс, увеличиваются средства, выделяемые на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. 

    Крупные предприятия нефтегазового комплекса осуществляют свою деятельность на сорока процентах территории округа, что, безусловно, ведет к значительному влиянию на природу Ямала.

    Кроме того, существенную нагрузку на окружающую среду оказывают объекты жилищно-коммунального хозяйства, ежедневно сотнями тонн размещая огромное количество бытового мусора, производимого человеком и т.д.

    А выдержит ли природа Ямала столь стремительное нашествие человека?

    Об экологической ситуации на территории автономного округа «КС» беседует с первым заместителем директора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Александром ГАВРИЛЮКОМ.

     

     

    gavriluk

     

    О ВЫБРОСАХ И НЕ ТОЛЬКО

    – Александр Давидович, все ли негативные воздействия человека на природу взяты под контроль?

    – Конечно. Если мы говорим о выбросах, это всё то, что связано с работой стационарных источников: котельные, электростанции, источники предприятий топливно-энергетического комплекса, в том числе факельные установки, на которых сжигается попутный нефтяной газ (ПНГ). Далее работа любого объекта связана с образованием отходов, которые оказывают значительное негативное воздействие на почву, водоемы, атмосферный воздух.

     

    Кроме того, негативное воздействие оказывает и жизнедеятельность человека. Чтобы минимизировать ущерб, наносимый в процессе деятельности человека окружающей среде, и не перейти ту грань, за которой наступают необратимые последствия, существует институт нормирования, который предусматривает выдачу разрешительной документации и установление лимитов.

     

    Если в процессе контрольных мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными органами, выявляются какие-либо нарушения природоохранного законодательства, то к предприятиям и их руководителям применяются административные меры.

     

    КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ

    А какие органы власти сегодня занимаются вопросами экологии?

     

    – Начиная с 2000 года, структура органов власти в области охраны окружающей среды и разграничение полномочий между ее уровнями неоднократно подвергались реформированию и перераспределению. Только в последние два года отмечается некоторая стабильность законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и соответственно функционирования всей системы, которая при этом остается достаточно сложной.

     

    На сегодняшний день полномочия в области охраны окружающей среды распределены между федеральными и региональными уровнями государственной власти. В основном данные полномочия закреплены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду на территории Российской Федерации. Собственно, сама охрана окружающей среды находится в совместном ведении Федерации и регионов. Вопросами обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды на территории Российской Федерации занимается Министерство природных ресурсов и экологии (МПР), а также федеральные агентства и специально уполномоченные службы, находящиеся в его подчинении. Кроме того, на территории каждого субъекта Российской Федерации полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, реализуются специальными   органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     

    На территории Ямало-Ненецкого автономного округа  это департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса. Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по выработке государственной политики, правовому регулированию, государственному контролю. Он  также обеспечивает реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в сфере недропользования, водопользования, лесопользования, охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения отходов производства и потребления, а также организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. Кроме того, к полномочиям департамента относится охрана, воспроизводство и регулирование использования биологических ресурсов, а также охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания.

     

    Должностные лица департамента наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля за исполнением требований законодательства в указанных сферах. Хочу обратить внимание, что первого августа текущего года вступил в действие Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в новой редакции, в соответствии с которым мы занимаемся теперь государственным экологическим надзором, состоящим из федерального и регионального надзоров в рамках своих полномочий.

     

    Вот вы сказали, что охрана окружающей среды находится в совместном ведении. Как же разделены полномочия региона и федерального центра?

     

    – Вопросы надзора одни и те же. Разница заключается в распределении по объектам. Сразу отмечу, что к объектам федерального экологического надзора относятся крупные предприятия, такие, как ОАО «Газпром», ОАО «НОВАТЕК» и другие. Субъект РФ не имеет полномочий по проведению надзорных мероприятий в отношении данных предприятий. Таким образом, крупные источники негативного воздействия и вся связанная с ними документация находятся в ведении МПР и его структур.

     

    – А что остается субъекту?

     

    – Субъекту остается немало. По данным налоговых органов, хозяйственную деятельность на территории Ямала осуществляют около 27 тысяч предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей. Любая деятельность даже небольшого предприятия связана с воздействием на природу посредством образования отходов, осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта и т.д. Всё это потенциальные источники загрязнения окружающей среды.

     

    А каково примерное соотношение ущерба экологии, который наносят крупные предприятия и все остальные?

     

    – Хороший вопрос. Около 80 процентов всех выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу и отходов, образующихся на территории автономного округа, приходится на объекты федерального надзора.

     

    При этом за социально-экономическую ситуацию, за людей, за условия и безопасность их проживания на данной территории отвечают губернатор округа, правительство ЯНАО. Выходит, не стыкуется экологический закон с реалиями жизни?

     

    – Действительно, обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории автономного округа является сферой ответственности и исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

     

    Можно было бы пойти по пути проведения совместных мероприятий с федеральными органами государственной власти. Но с выходом нового Федерального закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» осуществить это довольно сложно. Ранее территориальный орган Росприроднадзора сообщал нам о планируемой проверке, и мы выделяли специалиста для совместной работы в составе комиссии. Теперь Федерация составляет свой план на год, субъект – свой, а прокуратура готовит сводный план проверок. Но если стыковки по объектам надзора не произошло, внести изменения в сводный план уже невозможно.

     

    Сложность заключается в том, что планы объединяются не по объектам надзора, а по направлениям вообще. Тут вам и противопожарная безопасность, и санэпидемическое благополучие, и многое другое. Для предприятий также неудобны подобные проверки, поскольку у всех проверяющих разные вопросы, и руководителям предприятий сложно сосредоточиться на каком-то одном направлении. Между тем закон есть закон, приходится его исполнять, несмотря на возникающие сложности.

     

    – Но хотя бы отношение нашего региона к существующему законодательству известно федеральному центру?

     

    – Да. В рамках подготовки к заседанию Президиума Госсовета РФ по вопросу «О мерах по обеспечению экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба», которое состоялось девятого июня этого года в городе Дзержинске, была сформирована рабочая группа, которую возглавил наш губернатор – Дмитрий Николаевич Кобылкин. К данному мероприятию был подготовлен перечень предложений, в том числе по осуществлению совместных надзорных мероприятий в отношении крупных предприятий, которые не могут являться предметом исключительного ведения федеральных органов, поскольку ответственность за обеспечение экологической безопасности на территории автономного округа лежит на исполнительных органах государственной власти субъекта.

     

    Показателен тот факт, что согласно лицензиям, выданным недропользователям, 40 процентов территории округа осваивается крупными предприятиями и подлежит федеральному контролю. Условно говоря, на добрую половину территории региона исполнительные органы государственной власти автономного округа не могут зайти и оценить экологическую ситуацию. Поэтому мы считаем, что экологический надзор крупных предприятий на законодательном уровне должен быть совместным или находиться в ведении субъекта РФ.

     

    НАМ ОСТАЛИСЬ РЕЗЕРВАТЫ

    – Кто сегодня проводит экологическую экспертизу?

     

    – Это отдельный и достаточно непростой вопрос. Есть институт экологической экспертизы. Это тот превентивный механизм, который позволяет оценить допустимость воздействия объекта экологической экспертизы на окружающую среду на той стадии, когда реализация объекта еще не началась. Он дает возможность принять решение о достаточности либо недостаточности мероприятий, направленных на защиту окружающей среды от негативного воздействия при реализации объекта.

     

    Организация и проведение экологической экспертизы регулируются Законом «Об экологической экспертизе» 1995 года. Государственная экологическая экспертиза организуется федеральным исполнительным органом государственной власти – Росприроднадзором, в части объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, и органами государственной власти субъекта РФ, в части объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня.

     

    В нашем округе таким органом является департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.

     

    – Здесь мы опять имеем дело с узкими местами?

     

    – К сожалению, да. Если говорить об объектах капитального строительства, то они не подлежат экологической экспертизе, и отдельно оценка достаточности мер и технологических решений, направленных на защиту окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта, не производится. Экспертиза данных объектов проводится в рамках строительной или Госэкспертизы, где вкупе смотрятся вопросы пожарной, экологической и санитарно-эпидемической безопасности и т.д. Надзор за строительством данных объектов также осуществляют строители без участия экологов. Перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе, достаточно мал и строго ограничен.

     

    – Они все же есть?

     

    – Есть. Например, особо охраняемые природные территории (ООПТ) регионального значения. Так называемые резерваты. Их создание напрямую входит в наши полномочия.

     

    Задача ООПТ – сохранить природную среду. Это своего рода банк данных тех зверей,  рыб,  растений, которые обитают и произрастают на данной территории. Мы создаем резерваты регионального значения и сами же проводим их экспертизу. Хотя никакой угрозы природе они не несут. Целесообразнее было бы проводить экологическую экспертизу объектов строительства коммуникаций, разработки месторождений, реализация которых связана с непосредственным воздействием на окружающую среду, где заранее известно, что данное воздействие будет негативным, так как человечество еще не достигло такого уровня развития, когда вмешательство в природу и желание развиваться не наносило бы ущерба биогеоценозу.

     

    ПАСПОРТ ОБСТАНОВКИ

    – И как можно оценить ситуацию в округе, насколько она экологически благополучна?

     

    – При всех вышеназванных проблемах есть основание считать, что экологическая ситуация в регионе стабильная. При столь стремительном развитии промышленности округа полностью избежать негативного воздействия на природу просто невозможно. Но мы понимаем, какие вопросы могут возникнуть в перспективе и, исходя из этого, планируем свою работу. На повестке дня система экологического мониторинга.

     

    – Поясните.

     

    – Такая система существует в целом по стране. Но и регионы имеют право участвовать в осуществлении государственного экологического мониторинга, создавать региональную сеть наблюдений. Речь идет о наблюдениях за состоянием атмосферы, почвы, воды, биоресурсов.

     

    На сегодняшний день на территории округа заложено семь полигонов регионального мониторинга в районах, не подвергшихся техногенному влиянию. Третий год с определенной периодичностью мы ведем отбор проб, чтобы оценить фоновое состояние данных территорий, т.е. состояние «чистой» среды.

     

    С 2012 года планируем начать реализацию новой долгосрочной программы по охране окружающей среды, в рамках которой будут заложены дополнительные мониторинговые полигоны вблизи месторождений и промышленно освоенных территорий. В результате этой работы мы сможем проанализировать изменения окружающей среды в результате промышленного освоения и определить основные направления деятельности правительства ЯНАО для обеспечения экологической безопасности на территории округа.

     

    Муниципалитеты не остаются в стороне от этой работы?

     

    – Нет. Мониторинговые полигоны будут функционировать в каждом муниципальном образовании. Более того, мы планируем сформировать экологические паспорта, содержащие полную экологическую «картину» каждого муниципального образования. Таким образом, будет создана аргументированная основа для дальнейшего принятия управленческих решений с учетом экологической составляющей.

     

    – Какие еще окружные программы, связанные с охраной окружающей среды, впереди?

     

    – В 2012–2016 годах планируется реализация отдельной программы по охране водных объектов. Также в перспективе  есть долгосрочная программа по развитию сети особо охраняемых природных территорий. Ставится задача поднятия статуса этих территорий и улучшения их материально-технического оснащения, так как в настоящее время к ряду особо охраняемых территорий приближаются объекты промышленного освоения.

     

    Сегодня у субъектов есть полномочия не на уровне обязанностей, а на уровне прав, и мы стараемся их реализовывать. Да, реализация этих прав влечет за собой финансовые затраты, но они необходимы.

     

    Если какой-то хозяйствующий субъект нарушил требования законодательства и иных нормативных актов? В наших или не в наших он полномочиях, это одно дело, но он нанес ущерб нашей природе.

     

    По отношению к объектам, подлежащим государственному региональному экологическому надзору, у нас есть все рычаги влияния, начиная от плановых проверок и заканчивая привлечением к ответственности. Что касается крупных предприятий, неподведомственных нам, то здесь включаются органы прокуратуры, которые могут заставить стать законопослушным любой хозяйствующий субъект.

     

    ПРО ПНГ И ЖКХ

    – Тема экологии очень широкая. Давайте несколько подробнее остановимся, скажем, на ПНГ.

     

    На прошедшей в апреле в Салехарде конференции, посвященной утилизации попутного нефтяного газа, были выделены основные направления в решении проблемы – так называемые «болевые точки».

     

    Очевидно, что наибольшее количество выбросов парниковых газов выделяется от источников предприятий ТЭКа. Но в то же время у них имеются финансовые возможности для внедрения технологий по утилизации ПНГ, например, в рамках того же Киотского протокола, участником которого является Россия. Таким образом, сегодня компании, работающие на территории округа, выходят с колоссальными объемами сокращаемых единиц через оператора углеродных единиц на зарубежных партнеров, которые покупают эти единицы сокращений. По большому счету, это выгодно нашим нефтяным компаниям.

     

    Наилучшим вариантом могла бы стать возможность продажи единиц сокращений до начала модернизации производства, так как не все компании имеют достаточно средств для инвестиций в модернизацию. Стимулируют сокращение выбросов и меры Правительства РФ, направленные на ужесточение наказаний за сжигание ПНГ в факелах, увеличение нормативов платы за эти выбросы. Так что движение, безусловно, на данном участке есть.

     

    Нельзя сказать, что успех дается легко: где-то требуется модернизация, где-то развитие необходимой инфраструктуры.

     

    Совершенно иная ситуация складывается в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где также есть выбросы парниковых газов, но не такие значительные. Но тем не менее, как отмечали представители оператора углеродных единиц – Сбербанка, необходимо создание системы объединения этих выбросов с целью получения возможности финансирования природоохранных мероприятий в сфере ЖКХ.

     

    К сожалению, пока со стороны Федерации изменений в этом направлении нет, а субъект РФ в свою очередь не имеет соответствующих прав. Но в рамках проведения регионального экологического мониторинга, формирования экологических паспортов муниципальных образований, автономный округ планирует произвести оценку объемов выбросов парниковых газов от предприятий ЖКХ и автотранспорта, что является первым шагом на пути решения вопросов, направленных на снижение объемов парниковых газов на территории округа.

     

    Беседовал Сергей Истомин.

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика