13.07.2013 02:00:31
Что происходит с корреспонденцией, опущенной в почтовый ящик, и посылками, отправленными с почтового отделения? Как они добираются до пункта назначения и что может задержать их в пути?
БЕЗ СОРТИРОВКИ НИКУДА
– Что касается писем, то автомобиль объезжает все ящики по графику, указанному на них, везет их в сортировочный центр в аэропорту, – рассказывает Любовь Крейда, начальник восьмого отделения почтовой связи, с которой мы встретились накануне Дня российской почты. – Там их делят по направлениям. В больших городах этот процесс автоматизирован, на салехардском участке обработки почты пока, к сожалению, используется ручной труд. На письма ставят штемпели с датой выемки – в тот же день, когда собрали почту, всю ее непременно должны проштемпелевать. Из простой корреспонденции, не требующей срочной доставки, формируют так называемые постпакеты и отправляют согласно плану направлений. Городские письма, которые посылают с одного отделения на другое, развозят по Салехарду. Что-то уходит на борту самолетов, а что пересылается в Лабытнанги, чтобы почтовым вагоном добраться до Москвы и отправиться дальше.
Итак, письма покидают город. Авиацией корреспонденцию доставляют в Тюмень, города на востоке округа и ямальские поселки. Зимой, когда позволяет погода, направляют свой автотранспорт, летом по водным артериям почту развозят катера. Поезда с почтовыми вагонами в составе стучат колесами, направляясь в столицу, откуда их направят дальше.
В Москве большая сеть сортировочных и логистических центров. Их планы направлений, констатирует собеседница, весьма запутанные: отслеживая те или иные отправления, работники ямальской почты видят, как они могут гулять по столице из одного пункта в другой по шесть-восемь дней.
ПОСЫЛКИ СТОПОРИТ РАСПУТИЦА
Любовь Анатольевна демонстрирует конкретный пример – одно из заказных писем первого класса, так называемую ускоренную почту: весь путь по стране оно должно преодолевать воздухом.
– Посмотрим, как оно шло. Отправлено из поселка Кип Тевризского района Омской области и адресовано в Салехард. Было принято10 июня, в тот же день прошло промежуточный сортировочный центр. Дальше, по идее, должна быть обработка в Москве, почему-то она пропущена, – комментирует начальник отделения. – К нам оно поступило через шесть дней, 16 июня, а на следующий день была предпринята попытка вручения, – письмо доставили адресату, но его, вероятнее всего, не оказалось дома, как часто бывает. Связаться с ним, очевидно, удалось: стоит отметка о том, что адресат заберет отправление сам. Письмо может храниться у нас месяц после даты поступления, то есть до 16 июля. Выпишем горожанину вторичное извещение, а если он не появится к этому сроку, то отправим обратно. Тогда тут появится запись о возврате по истечении срока хранения и письмо пройдет обратным путем – через Москву, тевризский сортировочный центр, в Кипе сделают отметки о том, что оно поступило в место вручения и вручено отправителю.
Еще один пример – посылка, которую наша же коллега отправила из Москвы 22 апреля. По сортировочным пунктам столицы она путешествовала восемь дней, пока добралась до Ярославского вокзала. Второго мая посылка прибыла в Лабытнанги – где провела еще месяц, и только в июне, пройдя все тот же городской сортировочный центр, появилась в отделении связи.
Отправление попало как раз на период распутицы между двумя городами, объясняют работники, – на судах с воздушной подушкой посылки не перевозят, только срочную и ценную почту и отправления EMS.
В восьмое отделение связи за месяц поступает до 20 тысяч единиц простой корреспонденции, то есть обыкновенных писем. Многие организации (налоговая инспекция, ПФР, полиция, суды и т.д.) пользуются корреспонденцией регистрируемой – заказной. Только за последние десять дней поступила примерно тысяча посылок и бандеролей.
ВЕСОМАЯ НАГРУЗКА, НЕВЕСОМАЯ ЗАРПЛАТА
Не мог я, разумеется, не уточнить, как распространяется по округу «КС». О чем охотно расскажу: заезжая в типографию за тиражом свежего номера, почтовики забирают определенное количество пачек с газетами и доставляют в сортировочный центр. Там в соответствии с сортировочной таблицей – в ней собраны воедино данные о подписке со всего округа – газеты распределяют по отделениям салехардского почтамта и направляют необходимое количество в другие города и поселки.
В целом, признает Любовь Крейда, работа почтовиков не лишена недостатков. Влияет на это, говорит она, множество факторов, которые упираются в главный – низкую зарплату. Нелегок труд и чисто физически – скажем, посылки могут весить до 20 кило, а отправления EMS – до 31 килограмма. Носят их, естественно, на себе, в том числе миниатюрные девушки, которые сами не дотягивают до половины центнера. Тем не менее, несмотря на постоянную текучку кадров, на почте остаются еще люди, прикипевшие к делу душой – даже из отпусков, бывает, выходят помочь коллегам.
– Так что те, кто любит свою работу, радуется и наступающему празднику, – заключает Любовь Анатольевна. Она трудится на почте четвертый десяток лет.
К СВЕДЕНИЮ. Простое письмо, опущенное в почтовый ящик, дистанционно не отследить. А вот за перемещением заказных или ценных, которые принимают на операционных кассах в отделении связи, могут наблюдать и сотрудники почтовой службы, так и отправители с адресатами – на сайте «Почты России».
-------------------------------------------------------------
Личная переписка раньше была очень популярна и актуальна. Те же поздравительные открытки, говорят работники почты, когда-то продавали к праздникам сотнями, тысячами…
Сейчас же в Интернете можно хоть открытку отправить, хоть письмо, а то и вообще по скайпу выйти на связь. Тем не менее, по-прежнему есть люди, которые пишут письма.
По-старинке услугами почты пользуются пенсионеры, остаются и те, у кого нет компьютера, а бывают просто любители живого письма – им нравится сам процесс, да ведь и приятно, согласитесь, узнавать родной почерк. В общем, частные письма не исчезли, хоть их и стало гораздо меньше.
Зато последние лет пять-семь сильно возрос объем деловой переписки. Предприятия, организации, муниципальные и госструктуры пересылают друг другу документацию буквально потоком.
Данил Колосов
13.07.2013