0...-2°C

16+
  • Как захламляли Белый при СССР

    02.09.2013 09:58:47

    Как захламляли Белый при СССР

    Участник событий полувековой давности мечтает помочь добровольцам-экологам Ямала.

    В «генеральной уборке» самой северной точки Ямала Александр Богачук из Ярославля намерен принять самое деятельное участие. Ему очень хочется отправиться туда, хотя бы потому, что давным-давно он уже там бывал. Но вот незадача, подвел возраст – энтузиасту почти семьдесят лет.

     

    КАКОВ НА ВКУС МЕДВЕДЬ

     

    Александр Никодимович родился в год Великой Победы. Напомним, что для участников третьей, самой старшей смены установлен предельный возраст в сорок лет, ведь заниматься на острове приходится тяжелым физическим трудом. Но и это собеседника не останавливает.

    – В департаменте международных и экономических связей как услышали, сколько мне, – ахнули, – рассказывает он «КС». – А что возраст? Я человек вполне дееспособный, езжу по всей России, всё еще работаю – привлекают для консультаций, да и самому потрудиться приходится. Недавно вот вернулся с Каспия, из Азербайджана – месяц там сидел на буровой платформе, в прошлом году на Дальнем Востоке был.

    Полярная станция, на которой Александр Богачук работал в 1964–65 годах, была одной из самых больших в те времена – на ней трудилось 22 человека. Тогда она была единственным объектом на Белом, воинская часть появилась позже. Впрочем, обитатели острова и без погон были неплохо вооружены: практически все имели ружья, в жилых домах – их было два – при выходе висели карабины для защиты от белых медведей. И пользоваться ими сотрудникам станции доводилось (кстати, котлеты из белого медведя – не пропадать же было мясу – сложно отличить на вкус от говяжьих, вспоминает полярник, а вот птица отдавала рыбой). На складе станции хранилось и вооружение посерьезнее – пулемет, к примеру. Так что полярники при необходимости могли и постоять за северный рубеж страны.

     

    ЗАПАСЫ НА ГОД

     

    Всё необходимое на Белый завозили пароходом в августе-сентябре: судно обходило все станции, от Новой Земли до бухты Провидения на Чукотке, по нынешнему Северному морскому пути. Доставляли продукты, топливо и всё необходимое на год вперед. Привозили даже быков – пока позволяла погода, животина мирно щипала травку, а с наступлением холодов уходила на прокорм работникам станции. В остальное время прямо как в песне – только самолетом можно было долететь. Но садилась крылатая машина лишь при крайней необходимости, обычно с небес прилетал лишь мешок с почтой – примерно раз в месяц.

    Оперативную связь с «землей» держали только с помощью радиограмм. Работали на метеостанции по двухлетнему договору. Условия были более чем выгодными: коэффициент для расчета зарплаты – максимальный, «полярки», одежда и питание бесплатные, после зимовки отпуск по два с половиной месяца.

    Кормили обитателей станции на убой. Существовал даже деликатесный склад, где можно было под честное слово «выписать» себе что угодно, вплоть до красной икры, которую черпали из большой деревянной бочки. А вот картошки на всё время не хватало, и в ход шла сушеная – ох, и надоедала же она. Это был, пожалуй, единственный минус.

    Ездовые собаки – а у полярников был десяток псов и нарты, на которых иногда ездили на охоту или просто катались, – тоже не голодали: для них добывали нерпу.

    Задачей зимовщиков были постоянные метеонаблюдения, зондирование атмосферы – радиозонды запускались трижды в сутки при любой погоде. Четыре раза за 24 часа станция выдавала в эфир отчеты.

    – Я был механиком, – вспоминает собеседник. – Дел хватало: на острове была электростанция с двумя дизелями, работал радиомаяк, аэрологам необходимо было помогать с пуском зондов, стояла линия электропередач, за которой тоже приходилось следить, два трактора, ветряк… В общем, хозяйство большое.

     

    БРОСАЛИ, ЧТОБЫ СЭКОНОМИТЬ

     

    Вывозить всё с северов было просто невыгодно, вздыхает Александр Никодимович:

    – В период навигации счет времени у стоящего на рейде парохода, которому еще плыть и плыть, шел буквально на часы: график был очень строгим. А вывозить самолетами – это, понятно, бешеные деньги…

    Потому на острове оставалось всё, что доставляли туда еще с довоенных времен – на метеостанцию, а перед тем для геологической партии. Обратно не увозили ничего. Даже тело начальника полярной станции погребли тут же (он убрел в море и застрелился, трагедия случилась за год до приезда Богачука на Белый). Что уж говорить о железе…

    – Одних двухсотлитровых бочек из-под дизтоплива уже тогда столько накопилось… – вспоминает он. – Всё это собиралось десятки лет. И по всему Северу, вплоть до Земли Франца-Иосифа.

    Кстати, на этот архипелаг в прошлом году тоже отправилась экоэкспедиция, напомнил собеседник. Но так как она всё-таки отстала от ямальской на считанные дни, то не может претендовать на звание пионера в проведении столь масштабных экологических акций.

    Житель Ярославля о планах Ямала по очистке Белого узнал год назад случайно.

    – Первое письмо написал губернатору округа, но добровольцы уже работали. А в этом году спохватился поздно, уже набрали команду. Надо было, наверное, напомнить о себе еще в мае. Да и с возрастом так вышло… – говорит собеседник. Но не отчаивается: и в следующем году обязательно снова попробует прорваться в экодесант. Работы на его долю и тогда останется более чем достаточно, уверен он.

     

    КСТАТИ

    Пять минут до Полярной звезды

     

    А еще Александр Богачук записывает свои воспоминания об острове и работе на нем. Причем не только в прозе. Отрывком одного из стихотворений делимся с читателями:

    ОСТРОВ БЕЛЫЙ

    Остров Белый на приколе.

    Про него не учат в школе,

    Там ветрами срезало ветряк,

    Дизелек стучит сердито,

    В небо смотрят малахиты,

    И незыблем радиомаяк.

    Остров Белый на приколе.

    Там во льдах сплошная воля,

    До звезды Полярной пять минут,

    Край святой для покаяний,

    Божьи сполохи сияний

    По волнам безмолвия плывут.

     

    Данил Колосов

    kdv-ks@mail.ru

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика