Книжная полка: два лучших романа и одна биография для неторопливого чтения | «Красный Север»
0°C

обновлено: 13:02, 04 апреля 2024

Новости

Книжная полка: два лучших романа и одна биография для неторопливого чтения

Весьма неожиданным оказался финал национальной литературной премии «Большая книга». После того, как жюри объявило победителя, сообщество книжных блогеров буквально взорвалось комментариями в духе «к этому меня жизнь не готовила».


Да, мало кто мог предположить, что первый приз национальной литературной премии получит биография Венедикта Ерофеева, совместная работа сразу трёх авторов. Два профессиональных литературоведа и один его преданный поклонник сообразили на троих и заработали по миллиону рублей.

Впрочем, были и предсказуемые моменты. В список победителей ожидаемо вошли Гузель Яхина и Григорий Служитель. Их работы оказались лидерами и народного голосования, проводившегося в интернете. Кроме того, автор книги про котика Савелия взял специальный приз «Особый почерк». А вот Евгений Водолазкин с романом «Брисбен», вошедший в тройку народных любимцев, экспертным жюри отмечен не был. И это еще одна из неожиданностей премии.

Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский

«Венедикт Ерофеев. Посторонний»

Книга, объявленная победителем национальной литературной премии, это первая полновесная биография Венедикта Ерофеева. Вышла она к восьмидесятилетию со дня рождения писателя и написана вполне себе в духе его поэмы «Москва – Петушки».

Помимо документальных материалов в книгу попали и застольные разговоры, и литературные байки, и домашние сплетни, и случайные слухи.

Венедикт Ерофеев умер в 1990 году, он наш современник, но как только встаёт вопрос о том, кем он был и как жил, многие затрудняются с ответом. Скорее всего, вам скажут, что был он Веничкой, который любил литературу, музыку и выпить.

Действительно, довольно трудно разобраться в биографии писателя, он, скажем так, не был прикреплён ни к одной из поликлиник: паспорта терял, от армии уклонялся, в постоянной прописке видел ограничение свободы. При этом жизнь его была наполнена встречами с людьми, поездками разной дальности, беседами, творчеством и трудом. Тем ценнее работа Лекманова, Свердлова и Симановского, что они собрали большое количество мемуаров, воспоминаний, свидетельств из личных архивов людей, которые знали Ерофеева – близко или шапочно. Учитывая, что все эти свидетели жизни Венедикта Васильевича уже очень немолоды, данная биография может остаться единственной в своём роде.

Хотя уникальной её делает ещё стиль. Основной инструмент авторов – монтаж. Каждая глава состоит как бы из двух уровней текста: первый пласт, больший по объёму, – объективные биографические данные из документальных свидетельств, записных книжек Ерофеева и воспоминаний, а другой – литературоведческий анализ поэмы «Москва – Петушки» и её героя – Венички. Уже к середине книги становится ясно, что лучший способ понять внутренний мир Ерофеева – прочесть (и перечесть) его opus magnum.

Кроме большого количества реальных свидетельств книга о Ерофеева интересна иллюстративным материалом. Портреты и репортажные фото из архивов писателя, его семьи и друзей, афиши его спектаклей – многое публикуется впервые.

Евгений Водолазкин

Брисбен

Вторую премию «Большая книга» получил Григорий Служитель с романом «Дни Савелия», с которым я вас уже знакомила в обзоре книг, написанных актёрами. Поэтому сейчас расскажу о романе Евгения Водолазкина.

Каждая книга Евгения Водолазкина — бестселлер, выхода которого ждут тысячи поклонников по всему миру (романы переводятся на многие иностранные языки).

Итак, «Брисбен». В этом произведении автор вновь делает главными героями мужчину и время. Если в «Лавре» современность просвечивала сквозь эпоху Киевской Руси, а в «Авиаторе» конец двадцатого века встречался с его началом, то в «Брисбене» наши дни дышат ностальгией по годам семидесятым.

Главный герой, Глеб Яновский, музыкант-виртуоз, гитарист. Он успешен, живёт в Германии, ездит по миру с гастролями. На одном из концертов замечает, что рука его неуёмно дрожит. Быстрое обследование – неутешительный диагноз, конец карьере. И возраст уже такой, что наполнить жизнь чем-то новым почти невозможно. Но судьба подбрасывает вариант.

Вообще, случай в этом романе решает всё. Герой немного инертный, он ничего особо не выбирает. Талант раскрывается в нём случайно, карьера устраивается чужими руками. Это почти античный персонаж, которым играют боги. Даже на книгу о себе Яновский соглашается будто нечаянно. Но именно его биограф нам и рассказывает о детстве и юности героя (о настоящем времени Глеб говорит сам)…

Водолазкин точно передаёт дух и образ городов, о которых пишет. Киев детства героя и Ленинград его юности воссозданы атмосферно и детально. Все эти каштаны, рынки, коммуналки. Холодный камень, серая река, ледяные трамваи. Если вы бывали в этих местах, читая «Брисбен», вы туда вернётесь.

Кстати, в романе описаны не только разные города, но и разные культуры. Их здесь много. Семья Глеба украино-русская (отцовские реплики с украинского вообще не переводятся). Есть Украина семидесятых и сегодняшняя, есть Майдан, но не для того, чтобы придать тексту политический окрас.

А еще «Брисбен» – это коллекция запахов и звуков. Они погружают читателя в состояние уюта. Думаю, эту книгу можно отложить до Нового года и провести с ним все праздничные выходные.

Гузель Яхина

Дети мои

Автор этой книги, как то ружьё, что висит на стене в первом акте: если её роман заявлен в шорт-листе какой-нибудь литпремии, на церемонии награждения она обязательно выйдет на сцену за призом.

Это вторая книга Гузели Яхиной, которая заставляет с лихорадочным энтузиазмом советовать, рекомендовать, настаивать на прочтении всеми друзьями, знакомыми, встречными-поперечными.

Итак. Поволжье, 1920-1930 годы. Городок Гнаденталь, населённый этническими немцами (многие по-русски не говорят). Один из них Якоб Бах – учитель, почитатель немецкой поэзии и фанат гроз (сам при этом кроток и боязлив). Через историю Баха Гузель Яхина рассказывает о том, как лихорадило страну в начале ХХ века, как справлялся народ с великим голодом, сменой власти и идеалогий. Автор добавила щепотку магического реализма: Бах пишет в местную газету сказки, а они начинают сбываться в реальности. И это та часть романа, которую хотелось читать ещё, но она быстро закончилась.

«Дети мои» производит впечатление большой писательской работы. Сквозь строки романа буквально просвечивает образ Яхиной, сидящей за семейными архивами, библиотечными томами, письмами и воспоминаниями. Ясно, что она детально изучила вопрос и старалась оставаться честной, но за этой достоверностью упустила нерв. Хотя так кажется не всем читателям. После публикации романа в сети регулярно появляются отзывы в духе: «Дети мои» написаны, будто про мою семью, моя бабушка всё это пережила». И это, конечно, верно. Яхина рассказала об одном из тяжелейших периодов в истории нашей страны через судьбу человека. От общего к частному и обратно, то рисуя ужасы голода и гонений максимально реалистично, то уходя в мир волшебных иносказаний, автор говорит о трагедии, которую мы пережили, но, кажется, так и не прожили.

Это не самое лёгкое в эмоциональном плане чтение, но судьба человека, нации и страны, а также образцовый русский язык Гузели Яхиной не позволяют оторваться от романа «Дети мои» ни на минуту, поэтому запланируйте чтение этой книги на выходные, когда вы сможете полностью посвятить себя ей. 


0

0

0

0

0

0



обновлено: 13:02, 04 апреля 2024

Темы