«Красный Север» увидел, как в салехардских гаражах прогревают старые моторы | «Красный Север»
0°C

Новости

«Красный Север» увидел, как в салехардских гаражах прогревают старые моторы

Раритетная техника вновь проедет по улицам Салехарда завтра, 9 мая. В праздничной автоколонне горожане увидят два лендлизовских «Виллиса», советский мотоцикл М-72, «ГАЗ-51» с пушкой на прицепе и «ЗИЛ-157» с макетом системы залпового огня «Катюша».


Когда-нибудь по улицам Салехарда пройдут и танки времен Великой Отечественной войны. В этом убеждены реставраторы бронетехники, занятые сейчас восстановлением очередного раритета. 

Первую попытку прогнать по городу знаменитую тридцатьчетверку они предприняли еще в прошлом году: вскрыли люки «Отважного» – танка, установленного в Парке Победы в 2010 году. Напомним, у этой машины драматическая боевая история. Весь ее экипаж героически погиб в бою во время наступления на Ржевско-Вяземском направлении. Было бы весьма символично восстановить ход именно такой, боевой, а не выпущенной после Победы машины. Увы, Т-34 редкой модификации оказался внутри совершенно пуст. Не сохранилось ни двигателя, ни коробки передач, ни других агрегатов… 

Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Салехардцы-энтузиасты планируют создать общественную организацию «Реставратор». Устав уже готов. Фото Андрея Ткачёва / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Но мы не теряли надежду и написали письмо в Минобороны, попросили выделить Ямалу одну из 30 тридцатьчетверок, которые Лаос вернул России в начале года, – рассказывает салехардец Александр Дерещук. – Из Москвы ответили, что подумают над нашим предложением…

Пока решается судьба танков, реставраторы не сидят сложа руки. Практически вся техника в их коллекции прошла стадию автохлама. К примеру, раритетный М-72 до лета 2015 года гнил в Волгоградской области. Северяне выкупили его у семьи участника Великой Отечественной войны. 

– Мотоцикл был в ужасном состоянии, – вспоминает Александр Фумин, генерал-майор юстиции, бывший руководитель Следственного управления Следственного комитета России по ЯНАО. – Пришлось перебрать его по винтику. Часть деталей заменили, при этом использовали только оригинальные запчасти. К примеру, фары у нашего М-72 выпущены в 1942 году. Мы нашли их в Свердловской области.    

Помогали Александру Васильевичу два приятеля: Александр Дерещук и Закиржан Исмаилов. Работали в основном по выходным. 

Необычное увлечение родилось спонтанно. В преддверии празднования 70-летия Великой Победы Александр Фумин сказал друзьям, что давно подумывает заняться реставрацией военной техники. Начали с мотоциклов. Через два года руки дошли и до «Виллиса». 

Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Реставраторы сразу решили, что восстанавливают технику не для продажи, а для себя и города, чтобы подрастающее поколение увидело машины, на которых их деды добыли Победу. Фото Андрея Ткачёва / КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Это была просто груда металлолома. За девять месяцев мы воссоздали из нее военный джип, – рассказывает Александр Дерещук. – Очень трудно давался ремонт, много запчастей приходилось заказывать. Кроме аккумулятора все детали оригинальные. Резину на колеса нашли в США. Заправляем АИ-92. Сейчас практически невозможно найти горючее 76-й марки. Раньше в Лабытнанги был 80-й бензин. Ездили туда, специально покупали для машины. 

Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

У знатоков военной техники скопились кое-какие запчасти, которыми они обмениваются 

с другими российскими реставраторами. Фото Андрея Ткачёва / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Сейчас в гараже у реставраторов поблескивает остов очередного раритета. К 75-летию Победы они планируют поставить на колеса советский «ГАЗ-67». Его восстанавливают из агрегатов двух машин. Одну нашли в Тюмени, вторую – в Курганской области. Кузов уже готов к покраске. Все комплектующие в наличии. 

– Соберем, что-то подгоним, подкрутим, потом вновь разберем, покрасим и сделаем все уже начисто. Самое сложное в нашей работе – это реставрация оригинальных запчастей. Все детали очень старые, целые найти очень сложно, – говорит Закиржан Исмаилов, специализирующийся на ремонте движков. 

Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Андрей Ткачёв / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Александр Дерещук (за рулем): «Киношники к нам пока не обращались. Если понадобится, возможно, предоставим технику для съемок военного фильма». Фото Андрея Ткачёва / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Впрочем, по признанию наших собеседников, они не делят роли. Все делают сообща. За пять лет освоили ряд новых рабочих профессий. К примеру, Александр Дерещук, который в одной из салехардских организаций трудится слесарем, дополнительно освоил азы сварщика и электрика: 

– На «земле» трудился инструментальщиком, 19 лет проработал в кузнице, поэтому мне нравится во-зиться с металлом, это мое, – отметил мастер. 

Мотоциклисты на М-72 1-го советского чехословацкого корпуса в Карпатах, 1944 год. Фото: waralbum.ru
Мотоциклисты на М-72 1-го советского чехословацкого корпуса в Карпатах, 1944 год. Фото: waralbum.ru

Мотоциклисты на М-72 1-го советского чехословацкого корпуса в Карпатах. 1944 год. Фото: waralbum.ru


0

0

0

0

0

0



Темы