Куда пойти-податься жертвам семейного насилия? | «Красный Север»
0°C

обновлено: 07:17, 01 августа 2022

Новости

Куда пойти-податься жертвам семейного насилия?

На Ямале заговорили о гостиницах для забитых жён и детей. Некое подобие таких учреждений есть в других регионах страны – там их обычно называют кризисными центрами, но сути дела это не меняет. Туда обращаются жертвы бытового насилия и получают самое главное: кров, правовую помощь, сочувствие. 


Как обустроить такие заведения в Арктическом регионе – вопрос непраздный. Ведь взаимоотношения в российских семьях везде примерно одинаковые – будь то Калининград, Самара или Челябинск. Определенная часть ямальских мужей бьет своих жен и сожительниц, издевается над детьми. Бежать им от домашних тиранов некуда, жаловаться в полицию можно, но не особо перспективно.

Неспроста, по мнению авторов отчета Всемирного банка Women, Business and the Law за 2018 год, наша страна – аутсайдер в области защиты прав женщин. Как сообщает ТАСС, зарубежные эксперты объясняют  это тем, что в России «не приняты законы о домашнем насилии, домогательствах на рабочем месте, а в Уголовном кодексе нет статьи о сексуальном насилии на работе». 

Она пришла и размотала платок…. 

– Мы познакомились с Сабиной, когда она посетила наш офис, – рассказывает руководитель общественной организации «Многодетные семьи Ноябрьска» и благотворительного фонда «Вселенная добра» Наталия Каткова. – Скромная, тихая женщина, всегда приходила в закрытой одежде и головном уборе, а мы и предположить не могли, что дома у нее что-то не так. 

Как-то Сабина села напротив Наталии Михайловны и разрыдалась в голос, сняла с головы платок и показала руки с шеей.

– У нее всё тело было сплошной синяк, на голове шрамы. Рассказала, что муж регулярно водит в дом чужих женщин, издевается над ней и четырьмя детьми, избивает, – вспоминает Наталия Каткова. – Начали ей помогать. Поначалу я забрала ее к себе вместе с детворой, потом нашли комнату в общежитии. Подключились члены нашей организации, помогли оформить развод… 

Наталия Каткова утверждает, такие ситуации не единичны. 

– Мои домочадцы уже привыкли, что я периодически привожу в дом жертв насилия и занимаюсь их проблемами, – рассказывает она. – Нужна социальная гостиница. 

Мечты Наталии Катковой о таком учреждении пока разбиваются о реальность. Есть силы, люди, готовые помогать, фонд поддерживают власти. Но нет подходящего помещения. Снять в жилом доме квартиру или несколько – не вариант, каким собственникам понравится такое соседство? Да и нельзя в жилых домах устраивать гостиницы. Денег на аренду целого дома нет.

Администрация города может выделить общественникам помещение, но только нежилое. При этом в реестре социальных услуг, поставщиком которых является фонд «Вселенная добра», «социальная гостиница» значится. Создай общественники такое учреждение, окружной департамент социальной защиты будет возмещать расходы. 

Охранные ордера на подходе?

О том, как уладить все формальности и дать соцгостиницам зеленый свет, говорили участники семинара, который прошел на днях в Ноябрьске и был посвящен защите материнства и отцовства («КС» № 93 от 27 ноября). Увы, готового плана действий у его участников пока нет, но время подстегивает… 

До 1 декабря в Госдуму должен быть внесен законопроект о профилактике бытового насилия в семье, согласно которому жертвы получат право на реабилитацию и охранный ордер от агрессора. 

Законопроект продвигает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и ряд депутатов Госдумы. О его необходимости давно спорят на просторах Сети, а противники и сторонники выходят на митинги. Женщины-активистки запустили флешмоб #ЯНеХотелаУмирать и теперь рассказывают о том, как семейное насилие повлияло на их жизнь.

В большинстве историй жертвы описывают состояние полной безысходности: бежать некуда, просить помощи не у кого. И вот теперь специально для таких, как они, предполагается ввести охранные ордера, запретить агрессорам приближаться к своим жертвам. Теперь представим ситуацию: мужу запретили находиться рядом с супругой – куда он или она пойдут жить? 

Выходит, что соцгостиница может понадобиться уже не только пострадавшим, но и семейным тиранам! 

МНЕНИЯ

Опыт других регионов – в помощь

Кризисный центр для пострадавших или социальная гостиница должны быть негосударственными учреждениями. В этом убеждена Мария Филина, член Общественного совета при уполномоченном при президенте по правам ребенка: 

Фото: Валерия Акименко
Фото: Валерия Акименко

Активист Мария Филина: «Открывая кризисные центры, мы не вылечиваем социальные проблемы, мы на них оперативно реагируем». Фото: Валерия Акименко

– Часто люди оказываются на улице без документов, таких в государственное учреждение принимать нельзя, – считает общественница. – Женщины с детьми находятся в кризисных центрах до двух недель. Как правило, за это время юридические и житейские проблемы удается решить. Ямальским общественникам стоит познакомиться с тем, как это делают в других регионах, например, в Саратовской области. Там кризисный центр выступает в роли поставщика социальных услуг. 

Поддерживает создание такого учреждения и Андрей Упыр,  председатель «Лиги отцов» Ноябрьска: 

– Насилие в семье есть, и никуда от этого не деться.  Как показывает опыт других регионов, на содержание кризисного центра нужно от двух до трех миллионов рублей в год, для нашего округа это не космическая сумма. Понадобится помещение с восемью комнатами для пребывания двенадцати матерей с детьми. Считаю, такой центр должен быть в каждом крупном городе, – подчеркнул общественник.

По словам Ирины Седовой, начальника управления дополнительного образования, воспитательной работы и защиты прав детства профильного департамента администрации Ноябрьска, хлопоты по созданию и содержанию кризисного центра должны взять на себя общественники. Власть может только помогать и не мешать.

– Чем меньше государство будет вмешиваться в семью, тем лучше, – считает Ирина Викторовна. – Поэтому созданием кризисных центров должны заниматься активисты. Ни один социозащитный механизм не заменит здоровую ячейку общества, а самый замечательный детдом – маму. Я считаю, важно до последнего сохранять кровную семью. Мне нравится позиция сестер милосердия при православном храме. Если кому-то плохо, они приходят и помогают, без вмешательства каких-либо контролирующих органов. 

НЮАНСЫ

Без денег и документов бабушка нашла бесплатный приют

Социальная гостиница нужна не только жертвам насилия, но и тем, кто попал в безвыходную ситуацию.

Когда у женщин нет знакомых или друзей, где можно укрыться после ухода из дома, они бегут на железнодорожный вокзал. Когда-то давно ноябрьская общественница Наталия Каткова  оставила там визитку, теперь, если кто-то ночует на вокзале, звонят ей, просят пристроить человека.

Так, несколько лет назад в Ноябрьск приехала с Украины бабушка. Разыскивала сына, да так и не нашла. Без денег и российских документов она сидела на вокзале, пока полицейские не обратили на нее внимание. 

– Мы определили ее в гостиницу «Отдых», спасибо предпринимателю, пошел нам навстречу. Пока мы занимались оформлением ее документов, бабушка жила там совершенно бесплатно. Она благополучно вернулась домой. Был еще случай с пожилым человеком. Он долгое время работал в Ноябрьске, осталась прописка, а дом, где он жил, давно снесли. Он приехал на операцию в город, но не рассчитал время. Денег нет, а находиться неделю где-то человеку нужно. Тоже помогали, – вспоминает Наталия Каткова. 

ШТРИХИ ВРЕМЕНИ

Вас избили? Не бойтесь сообщить об этом в полиции

В следственный комитет регулярно попадают дела, связанные с насилием над детьми. 

В большинстве случаев это сексуальное насилие, в том числе и «виртуальное», когда детей совращают при помощи Всемирной паутины. 

Как отмечает следователь контрольно-следственного отдела СУ СКР ЯНАО Игорь Агеев, наш округ благополучен и все структуры системы профилактики начеку. Случись с каким-нибудь ребенком беда, в дело вступают психологи, школа, соцпедагоги, комиссия по делам несовершеннолетних. В короткие сроки ситуацию локализуют и проблему так или иначе решают… 

Фото: Валерия Акименко \ КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Валерия Акименко \ КРАСНЫЙ СЕВЕР

Следователь Игорь Агеев: «Не нужно бояться сообщать о своих семейных проблемах, позже такое молчание может обернуться трагедией». Фото: Валерия Акименко \ КРАСНЫЙ СЕВЕР

– Педагоги в детских учреждениях и медики прекрасно знают: при первых признаках насилия над ребенком они обязаны сразу же сообщать о том, что в семье их подопечного сложилась неблагополучная обстановка, – говорит Игорь Агеев. – Не нужно ждать, когда взрослый из-за двойки ученика или своего плохого настроения разобьет ему голову.

Впрочем, считает Игорь Вячеславович, кризисный центр для пострадавших от семейного насилия нужен в каждом регионе. 

–  Другой вопрос, что такой центр или гостиницу будет непросто открыть и содержать, – рассуждает Игорь Вячеславович. – Здесь есть юридические, финансовые, моральные проблемы. Представьте, откроется такое учреждение в жилом доме – туда начнут ходить разъяренные мужья, искать своих жен, громить всё вокруг. Неизбежно пострадают и соседи… В таком заведении необходим штат специалистов, обслуживающего персонала.

Сколько будет женщина пребывать в таком центре, что будет с ней потом, кто станет ее и детей сопровождать после ухода? Вопросов больше, чем ответов. И к открытию такого центра нужно подходить очень взвешенно и серьезно. 

Есть еще одна проблема, с которой сталкиваются участковые, которых вызывают на семейные разборки. Часто к приезду силовиков жертва уже передумала писать заявление или забирает его на следующий день. Говорит, что мы, мол, с мужем помирились и синяки появились от удара об шкаф. 

– Нужно сделать всё, чтобы жертвы насилия не боялись сообщать о нем окружающим и доводили дело до конца, не забирали заявление. Как показывает опыт, человек, чувствуя безнаказанность, с каждым разом будет становиться жестче и избивать родных с удвоенной силой, – заключает собеседник.

Инфографика Натальи Колбиной
Инфографика Натальи Колбиной


0

0

0

0

0

0



обновлено: 07:17, 01 августа 2022

Темы