-8...-10°C

16+
  • «Кукурузник» побил «выдру» в небесах

    23.08.2013 12:55:00

    «Кукурузник» побил «выдру» в небесах

    В субботу ямальцев познакомили с самолетами, которые могут помочь малой авиации в стране.

    Ассоциация малой и региональной авиации «Авиасоюз» официально зарегистрирована лишь месяц назад. Но сразу взялась за глобальные проблемы.

    Делегация из 33 человек, в том числе представителей Росавиации и МАК, заслуженных летчиков с государственными наградами, прибыла в Салехард, чтобы продемонстрировать будущее региональных авиаперевозок на двух примерах.

     

    ВОССТАНОВЯТ ИЗ ЛЮБОГО СОСТОЯНИЯ

     

    Первый в представлении особо не нуждался – знаменитый «Ан-2», рабочая лошадка малой авиации в Советском Союзе. Зато о его свежайшей модификации СМ, произведенной в Новосибирске, рассказать стоит.

    Главное изменение коснулось двигателя. Поршневой бензиновый поменяли на более надежный и мощный, но при этом легкий газотурбинный, работающий на керосине (произведен он американской компанией Honeywell). Это позволило снизить вибрацию, упростилась эксплуатация при низких температурах: почти до минус сорока градусов движок не требует никакого предварительного подогрева, а работать без проблем готов до минус пятидесяти пяти. Перкаль, которая обтягивала крылья, заменена на новый синтетический материал с тридцатилетней гарантией.

    Летные характеристики модифицированного «кукурузника» улучшились значительно – притом, что грузовые остались на уровне оригинала. Теперь самолету хватает максимум пятидесяти метров, чтобы оторваться от земли. Высота полета – от бреющего до трех с половиной тысяч метров, а с кислородным оборудованием можно забираться и выше: двигатель будет успешно работать на высоте до шести километров.

    Четыре самолета сделано, три из них планируют показывать на очередном авиасалоне «МАКС». Заложено пока двенадцать машин. В перспективе по всей стране планируется собрать пять-шесть сотен. Поскольку самолет отличается высокой ремонто-пригодностью, восстановить его можно буквально из любого состояния. К примеру, гидроплан, стоящий у аэропорта, можно без особых проблем снова поднять в небо, заверил Петр Кожевников, генеральный директор ООО «Русавиапром».

     

    СОЗДАН ДЛЯ РОССИИ

     

    Вторым экспонатом стал канадский «Twin Otter» последней модификации, которая производится всего три года. Самолет, название которого переводится, как «двойная выдра» (по числу двигателей), под водой не плавает, зато с соответствующим вариантом шасси без проблем «ныряет» на любую поверхность, от снегов до воды или даже болота.

    Позже, на совещании, продемонстрируют ролик, где канадец буквально плюхается в перепаханную грязь – только брызги в стороны. И практически сразу останавливается: дистанция, необходимая для взлета и пробега при посадке минимальна.

    – Этот самолет как будто специально создан для России, – говорит генерал армии Анатолий Квашнин, один из участников делегации. – Ему подходит вся аэропортовая инфраструктура, которая еще осталась у нас в стране. К примеру, посадочные площадки «Ан-2» сейчас не востребованы, а для него и они сгодятся. При этом некоторые модификации самолета могут нести запас топлива на пятнадцать часов полета. Почему канадский? Канада находится в наших широтах, так что машина отлично приспособлена к работе при низких температурах. При этом бортовая авионика аналогична той, что установлена на межконтинентальных лайнерах «Боинг-777», а при желании может быть доукомплектована чем угодно, хоть прибором ночного видения для полетов в любое время суток.

     

    УМЕЕТ ДЕРЖАТЬ ПАУЗЫ В ПОЛЁТЕ

     

    «Выдра» первой вырулила на полосу для показательного полета. Салехардский аэропорт – не слишком подходящее место для демонстрации экстремального взлета и посадки, так что   особых откровений не было: после небольшого пробега самолет выписал круг в небе над аэропортом.

    А вот «Ан-2СМ» зрителей действительно удивил. Биплан неторопливо покатил по взлетке и уже метров через тридцать лениво – иначе не скажешь – оторвался от земли. В толпе присвистнули: «А наш-то канадца сделал…» Благодаря небольшой массе и конструкции с двумя несущими плоскостями небесному тихоходу хватает скорости всего в тридцать пять километров в час – оцените, автомобилисты! – чтобы держаться в воздухе. После одного из виражей машина, поймав встречный порыв ветра, вообще буквально зависла в небе.

    Тем не менее самолеты относятся к разным классам. «Ан», к примеру, призван конкурировать, скорее, с вертолетами, по словам участников делегации, затраты на его эксплуатацию по сравнению с винтокрылыми машинами ниже в разы. Так что и «выдра», и «кукурузник» в равной степени нужны и важны в деле восстановления малой авиации, особенно на Севере, говорят авиаторы.

     

    КОММЕНТАРИЙ

    Зачем регионам нужны крылья

    Олег Смирнов, президент фонда инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации»:

    – Отсутствие передвижения, оторванность от мира – это, по сути, заключение. С последним огоньком аэропорта гас, как правило, и свет в окнах домов. Произошел отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока – обезлюдение территории. А ведь в этих районах кроются богатейшие залежи полезных ископаемых. Людей нет, транспортной инфраструктуры нет – кто их будет разрабатывать? Это из вопроса экономического превращается в вопрос национальной безопасности. Поэтому президент неоднократно публично подчеркивал необходимость восстановления малой авиации.

    Возьмем цифры: до девяностых годов наша страна была сопоставима по количеству авиаперевозок с США, похожа по структуре перевозок. Потом Россия отказалась от политики аэрофикации, штаты же продолжили ее. И вот результат: в прошлом году мы перевезли 74 миллиона пассажиров – это уровень 1985 года наших перевозок! В США же перевезли 730 миллионов.

    Притом структура перевозок у них не изменилась: всего 8-10 процентов за рубеж и сотни миллионов внутри страны. У нас она выглядит следующим образом: сорок процентов внутри страны, а шестьдесят за границу. И это не потому, что мы стали чаще туда летать, а потому, что разрушили малую авиацию и местные авиаперевозки. Все это тормозит развитие экономики страны. Поэтому наша ассоциация горит желанием помочь восстановить местную авиацию.

    Процесс этот предполагает обязательное наличие политики аэрофикации страны. Простой пример: до девяностых любой гражданин мог на среднюю зарплату купить четыре билета в любую точку России. Теперь же на них необходимо потратить четыре среднемесячных зарплаты.

    Вторая цифра: если сравним расстояние между точками в России и США, то цена на перелет за океаном будет примерно вдвое дешевле.

    В результате, с учетом огромной разницы в доходах средняя цена авиабилета составляет в Америке пять процентов от средней заработной платы…

    Пора восстанавливать нам и самолетостроение. 95 процентов пассажирооборота выполняется на самолетах западного производства. И это не каприз авиакомпаний, а результат того, что наша промышленность не может предложить конкурентоспособных воздушных судов. Нас как профессионалов от авиации это просто удручает.

    Неужели мы не можем построить такой самолет, как тот канадский, что сегодня показывали? В конце концов, если нет мозгов, просто скопируйте, но сделайте у себя дома – это выйдет дешевле! Ведь что такое переход на западную технику? Это ремонт на Западе, обучение экипажей и техников на Западе… Представьте стоимость этого вопроса. А иного способа добывать деньги, как перевозить пассажиров, у авиакомпаний нет, так что все затраты ложатся на плечи простых людей.

     

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    Округ приглядится к крылатым машинам

    Алексей Ситников, первый заместитель губернатора:

    – Я впечатлен. Машины творят чудеса. Стоял и прикидывал, что можно, например, идя на небольшой скорости, производить подсчет оленьих стад.

    Нужно четко понимать, что наш регион является стратегически важным для страны, но при этом с транспортными артериями у нас очень плохо: более 40 процентов территории не закрыто автомобильными и железными дорогами. Строить их очень дорого и долго. Безусловно, авиация в определенном смысле наше спасение. Отрасль эта достаточно дорогая. Сегодня более половины стоимости внутренних перелетов субсидируется округом. Необходимо восстановить систему малых аэродромов, принять комплекс других мер, которые мы планируем обсудить сегодня. Посмотрим, во что это выльется и как будет выглядеть, но предварительно скажу, что это очень интересно и необходимо нам.

     

    Данил КОЛОСОВ

    kdv-ks@mail.ru

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика