0...-2°C

16+
  • Любой ценой: первоклашек нагружают, как стахановцев

    07.11.2013 04:51:57

    Любой ценой: первоклашек нагружают, как стахановцев

    «КС» передал тревоги родителей главе окружного департамента образования. В ответ – наказ педагогам.

     

    – Ребенок только начал учиться, а от нас уже требуют, чтобы он в обязательном порядке посещал кружок в школе и в учреждении дополнительного образования, расположенном поблизости, – жалуются в редакцию родители первоклашек.

    Трудно не согласиться с такой претензией: малышам бы с новой нагрузкой справиться да отдохнуть с непривычки, а им присесть некогда. Как и взрослым: чтобы успеть по всем секциям и кружкам, нужно отпроситься с работы, чадо проводить и встретить. А неплохо еще найти где-то время для обеда и дневного сна…

     

     

    НЫНЧЕ ПЕРВЫЙ КЛАСС   ВРОДЕ ИНСТИТУТА…

     

    Оказывается, никакой отсебятины в озвученных выше требованиях педагогов нет. Новые образовательные стандарты, на которые ямальские школы стали переходить с прошлого года, предусматривают так называемую внеурочную деятельность. Всё это ориентировано на то, чтобы от простой подачи знаний ученику перейти к формированию у него компетентностных знаний и умений. За ними его и отправляют в кружки и секции.

    – Работая по новым стандартам, мы учим детей самостоятельно «добывать» знания. Причем не только по базовым предметам – русскому языку или математике, – поясняет учитель начальных классов салехардской школы № 4 Клара Дербакова. – Важно, чтобы ребенок развивался всесторонне. Мои второклашки посещают театральные занятия, кружки «Сказка оригами» и «Всё узнаю, всё смогу», изучают азбуку здоровья. Каждый может выбрать одно-два занятия по силам и по душе.

    К слову, учащиеся Дербаковой не покидают стен школы – занимаются сразу после окончания уроков до следующего звонка и приходят домой к обеду родителей. Правда, пояснила Клара Тимофеевна, есть и такое понятие, как воспитательная работа, которой охвачены все школьники, даже не перешедшие на ФГОС. В ней – конкурсы и викторины, экскурсии и праздничные мероприятия. Приветствуется посещение кружков и секций вне школы.

     

    РАБОЧИЙ ДЕНЬ – НЕНОРМИРОВАННЫЙ?

     

     

    Да, перед современными семилетками ставится непростая задача: они должны усвоить новый вид деятельности – занятия на уроке, использовать знания в разных предметных областях, активно участвовать в жизни школы. Плюс к этому многих, еще в дошкольном возрасте, родители водят в развивающие школы, на занятия музыкой, спортом, творчеством.

    А давайте посчитаем нагрузку?

    В школе ученик 1–4-го класса проводит от четырех до пяти часов. На выполнение домашних заданий ему отводится до двух часов. Еще полтора-два часа уходит на занятия в системе дополнительного образования. Получается 7,5–9 часов – полноценный рабочий день (с учетом обязательных перерывов на отдых – переменки между уроками, разминки дома и в секциях). И это не считая времени на перемещения между домом и школой, секцией. Разве допустимо так нагружать несмышленышей?..

    Ответила на вопрос «КС» о повышенных требованиях к кружковой занятости в младших классах директор департамента образования ЯНАО Ирина Сидорова:

    – Вопрос поставлен очень правильно, с ним нужно обязательно разобраться. В новом стандарте у каждого ученика есть десять часов внеурочной работы еженедельно. Думаю, что эти перекосы допускаются из желания выполнить норму любой ценой. Безусловно, это неправильно. Не так давно появились комментарии Министерства образования и науки РФ, которые проясняют эту ситуацию и позволяют снизить напряжение. Занятия являются обязательными, но не строго десять, а до десяти часов.

    Еще важный момент: они не являются обязательными на территории школы, необходимо учесть и занятия в других организациях, в том числе физкультурных. Мы должны дать эти разъяснения всем образовательным организациям и заставить их учитывать другие занятия, которые посещает ребенок, – заключила глава ведомства.

     

    Сколько времени отводится на домашнее задание?

    1-й класс – нисколько, домашних заданий не задают; 2–3-й классы – 1,5 часа; 4–5-й классы – 2 часа; 6–8-й классы – 2,5 часа; 9–11-й классы – до 3,5 часа.

     

    Вы уверены, что ребенок справляется с нагрузкой в школе и вне нее? Признаки, что он переутомлен, не всегда заметны.

    – Будьте внимательны к своим детям! Больше разговаривайте, обсуждайте и анализируйте, – советует психолог окружного психоневрологического диспансера Светлана Коротких. – Тогда вы сможете рассмотреть признаки, которые говорят о дезадаптации ребенка.

    Во-первых, может понизиться успеваемость, когда вполне способный ученик скатывается на тройки и двойки. Во-вторых, широко распространены различные неврозы: потеря аппетита, проблемы со сном, появление тика и энуреза. Могут вернуться детские привычки грызть ногти, сосать палец, начаться частые соматические заболевания. Всё это говорит о том, что ребенок не может адаптироваться к тем изменениям, которые с ним происходят, он не успевает усвоить тот объем информации, который потоком на него льется со всех сторон. Конечно, так могут проявить себя и проблемы в семье – рождение младшего ребенка, разлука с любимыми родственниками, развод родителей.

    Чтобы помочь школьнику, необходимо пересмотреть его режим труда и отдыха. Желательно чередовать интеллектуальную деятельность с физической нагрузкой. Например, полчаса выполняет домашнее задание, затем пятнадцать минут двигается: поможет по дому, вынесет мусор, поиграет в игрушки. Но ни в коем случае не усаживается за телевизор или за компьютер! Потом снова чередует домашку и активный отдых.

    Нужно выбирать кружки и секции для малыша, основываясь на его интересах, а не на личных амбициях. Заставляя ребенка заниматься нелюбимым делом, вы только усилите его дезадаптацию. Пусть он попробует себя в нескольких направлениях. Определите для себя временной отрезок, месяц или два, и проанализируйте вместе, интересно ли заниматься, а если нет, то почему. Детство – это время для поиска интересов, раскрытия талантов. Не загоняйте детей в рамки своих представлений об их будущем.

    Учебную деятельность в общеобразовательных организациях и занятия в системе дополнительного образования, как известно, регламентируют СанПиНы.

    – В них прописаны правила составления расписания уроков с учетом шкалы трудности предметов, продолжительность учебного дня и переменок, – разъясняет главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по ЯНАО Вера Касторнова. – Оговаривается время, которое ученик должен затратить на выполнение домашней работы. Дневной сон упоминается в части организации групп продленного дня. И то, если в школе есть возможность организовать спальные места.

    Есть регламент и для системы дополнительного образования. Так, например, учащимся начальных классов не рекомендовано заниматься за день более чем в двух кружках и секциях разной направленности – спортивной и интеллектуальной или творческой. Занятия по полтора часа в день, плюс обязательный перерыв для отдыха. В выходные дни дети могут заниматься в кружках до трех часов, – резюмирует эксперт.

     

    Елена Миленина

    milenina@mail.ru

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика