2...4°C

16+
  • Магистрали обещали господдержку

    30.08.2013 10:00:50

    Магистрали обещали господдержку

    Северный широтный ход – стальная магистраль больших возможностей для Ямала и страны в целом. Она включает в себя железнодорожную линию Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево, а также мосты через реки Обь и Надым.

    В прошлом году Правительство РФ рассмотрело проект транспортной стратегии страны до 2030 года, в который федеральные власти включили ряд инфраструктурных проектов Ямала. О госпрограмме премьеру Дмитрию Медведеву докладывал министр транспорта Максим Соколов. Для округа это было знаковым событием.

     

    СУДЬБА ЗА СВОЙ СЧЁТ

     

    Северный широтный ход – основной транспортный блок на территории Ямала – имеет непростую судьбу. Как известно, он родился четыре года назад. Корпорация «Урал промышленный – Урал Полярный» тогда признала поход за сокровищами северной части Уральских гор неудачным, возведение транспортного коридора Полуночное – Обская было отложено на неопределенный срок. Вдобавок мировой экономический кризис 2008–2009 годов урезал возможности федеральной поддержки мегапроекта «УП–УП». Таким образом, на обломках прежних намерений был сформирован проект «Северный широтный ход».

    Начало его реализации положил мост через реку Надым. Сегодня он возводится опережающими темпами, потому что округ взял его финансирование на себя. Автомобильную дорогу Салехард – Надым, формально не входящую в СШХ, опять же взялся делать регион собственными силами.

     

    ДО ТАМБЕЯ РУКОЙ ПОДАТЬ

     

    На мост через реку Обь, на железную дорогу Салехард – Надым денег – а это десятки миллиардов рублей – взять по-прежнему было негде.

    В июле прошлого года в Салехарде побывал министр транспорта РФ Максим Соколов. Так совпало, что проект «Ямал-СПГ» уже дозрел до критической точки – решения правительства о строительстве морского порта Сабетта. Тогда высокий гость пообещал, что вопрос Северного широтного хода будет поставлен перед Правительством РФ после его доработки.

    Окончательный вид проект «СШХ» приобрел благодаря рабочей группе под руководством губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина. Уже в ноябре в Минтранс была представлена скорректированная программа строительства железнодорожных объектов на Ямале.

    Сегодня трудно сказать, обратили бы на Ямал столь пристальное внимание в Минтрансе и кабмине, если бы не было проекта «Ямал СПГ». Не исключаю, что СШХ мог бы прозябать еще много лет… Сейчас он пока не имеет выхода к дальним рубежам. Но его продление до Сабетты обеспечило бы порту настоящую многофункциональность: уже есть связь по линии Обская – Бованенково, а там до Тамбея по полуострову, как говорится, рукой подать.

    Кстати, в новых экономических реалиях, как следует из выступления министра Максима Соколова на заседании Правительства РФ, стала актуальна и несколько подзабытая железная дорога Полуночное – Обская. О ее необходимости говорит и президент страны Владимир Путин.

     

    ДО ПАРИЖА, КАК ДО ПЕКИНА

     

    – Новые возможности открывает Ямалу возрождение Северного морского пути через завод «Ямал СПГ» и порт Сабетта, – оценивает наши перспективы в данном секторе экономики глава региона Дмитрий Кобылкин. – Актуальным становится и строительство Северного широтного хода – железнодорожной магистрали, которая свяжет между собой наши города и районы с последующим выходом на общероссийскую сеть железных дорог. СШХ нужен не только Уралу. Этот проект важен для всей России. Если мы сможем построить эту дорогу и подвести ее к морскому порту Сабетта, то он превратится из монопорта по транспортировке углеводородов в многофункциональный узел Северного морского пути.

     

    ПРИБЛИЗИЛИСЬ ВПЛОТНУЮ…

     

    Как говорилось в правительственном документе, в проект Стратегии-2030 включены объекты Северного широтного хода, строительство железной дороги Салехард – Надым, ЖД-мост через Обь в районе Салехарда, реконструкция аэропортов и взлетно-посадочных полос в Новом Уренгое, Ноябрьске, Салехарде, Тарко-Сале, возведение порта Сабетта.

    По итогам заседания правительства Максим Соколов тогда заявил, что «железнодорожный транспорт должен быть обеспечен господдержкой». По его словам, прямое бюджетное финансирование должно пойти на развитие, в том числе второй очереди БАМа, Северо-Сибирской дороги.

    – Проект «Северный широтный ход» мы сейчас совместно с губернаторами трех субъектов пытаемся структурировать именно на принципах государственно-частного партнерства. Строительство мостового перехода через реку Обь в районе Салехарда, сам участок Надым – Салехард – за счет привлеченных, внебюджетных источников, а участок Обская – Полуночная – за счет в том числе финансирования из бюджета РФ, – пояснил министр.

    Якоб Крафт, генеральный директор «Ямальской железнодорожной компании», которая в этом году отмечает свой десятилетний юбилей, на форуме «Ямал Нефтегаз-2013» сообщил, что к началу практического решения задачи – строительства СШХ – уже приблизились вплотную.

     

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ

    Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа:

    – От нас и до Парижа, и до Пекина одинаковое расстояние. А это значит, что мы способны соединить рынки Азии, Европы и Америки. Мы не только разгрузим Транссиб, мы станем полноправным участником мировой торговли… Инфраструктура – это основа современной жизни. Это смысл перемен.

    В этом коридоре мы сможем использовать ежедневный проход для экспорта газа Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана. Очень многие регионы, не имеющие выхода к Арктике, получат устойчивый путь доставки.

     

    ЕСТЬ МНЕНИЕ

    Ямальцы подождут, но подождёт ли Арктика?

     

    На мостовой переход через Обь в районе Салехарда – Лабытнанги денег пока не найдено, а без него СШХ выглядит дыркой от бублика.

    Салехард останется тупиковым городом. А ямальский нефтегазовый плацдарм Надым – Пур-Тазовское междуречье – не получит связи с нашим ямальским международным морским портом Сабетта.

    Ведь поймите, не столько жителям окружной столицы и города Семи лиственниц нужен данный мост. Он важен для эффективного развития инфраструктуры и экономики всех северных территорий. Мост через Обь – это хребет транспортной, экономической и, если смотреть глобально, даже военной безопасности Арктики.

    Однако, похоже, в ближайшие годы всё это останется мечтой.

    Такой вывод можно сделать, изучив отчет Министерства транспорта РФ о ходе освоения и эффективности использования финансовых средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)». Как следует из документа, реализация проекта «Северный широтный ход», в рамках которого уже в 2015 году должен быть построен мост через Обь, соединяющий Салехард и Лабытнанги, на данный момент приостановлена. При этом отмечается, что возведение мостового перехода Правительство Российской Федерации планирует начать только в 2017 году.

    Если, конечно, к тому времени в очередной раз ничего не изменится…

    Напомню, что строительство долгожданного железнодорожного и автомобильного моста через Обь инициировалось и тут же откладывалось уже несколько раз. В конце 2000-х вроде даже появился окончательно утвержденный проект. Начало реализации было намечено на 2008 год, но затем выяснилось, что цена строительства занижена в три раза и его временно отложили.

    После перерасчета суммы годом начала строительства назвали 2010-й, а годом открытия – 2015-й. Но тут выяснилось, что выделять 56,7 миллиарда рублей на мост для города, где проживает чуть более 40 тысяч человек, со всех сторон нецелесообразно.

    В попытке удешевить затею было предложено отказаться от автомобильного пролета, что позволило снизить стоимость строительства моста до 28 миллиардов рублей. Озвучили новое время старта – 2012 год.

    Но, когда он наступил, проект вновь пересмотрели, всё же вернув автомобильную дорогу. Сроки не назывались…

    В марте 2013 года было заявлено о том, что выявленное изменение геологических условий может помочь уменьшить стоимость совмещенного моста. Проект снова отправился на доработку, первой очереди мостового перехода отвели четыре ближайших года на реализацию...

    И вот теперь называются другие сроки начала строительства – 2017 год. Это значит, что в лучшем случае движение по мосту будет открыто только в 2021 году. До тех пор жителям и гостям столицы Ямала так и придется по старинке пользоваться паромами, вертолетами и ледовой переправой. Но это еще полбеды. Жителям не привыкать. Подождут.

    А подождет ли Арктика, на активное вмешательство в освоение которой претендует добрая честь мирового сообщества? Кто первый зайдет, тот и хозяин, подчеркнул на днях вице-премьер Дмитрий Рогозин. Но США уже разработали «Арктический план действий». А нам не хватает ресурсов укрепить хребет.

     

    ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

    Сокровища показали выход из тупика

     

    С высоты нынешних дней решение руководства округа сделать ставку на Полярный Урал в девяностых годах прошлого столетия можно назвать мудрым и прозорливым.

     

    ХРОМИТЫ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЮТ

     

    На федеральном уровне ситуация еще тогда не назрела и особого взаимопонимания с высокопоставленными чиновниками из Москвы не было. Металлургические предприятия страны хотя и испытывали трудности с сырьем (после распада СССР большая часть рудных месторождений оказалась за границей), каждое из них выживало как могло. Округу пришлось в одиночку создавать и начинать реализовывать данный проект.

    Распоряжением губернатора была учреждена «Ямальская горная компания», в задачи которой вменено изучение ресурсной базы твердых полезных ископаемых. Непосредственно для продвижения хромитового проекта на базе Полярно-Уральского горно-геологического предприятия организовано ОАО «Конгор-Хром». Чуть позднее появляется ОАО «Ямалзолото». Сотни миллионов рублей вложено округом в то, чтобы иметь более четкое представление о перспективных запасах хромовой руды, золота, других ценных металлов.

    В 2003 году пришел первый инвестор – промышленная группа во главе с Челябинским электрометаллургическим комбинатом. Хиреющая экономика поселка Харп получила мощный импульс, за год образовалась почти тысяча рабочих мест.

    – Разработка хромового месторождения на Ямале дала ЧЭМК жизнь, – поделился своей оценкой начала деятельности на Ямале генеральный директор ОАО «ЧЭМК» Павел Ходоровский. – Мы не просто запустили хромовое производство, а получили возможность его расширить. Построили несколько дополнительных печей и продолжаем строить еще.

    Уже в 2004 году уровень добычи «Конгор-Хрома» по сравнению с первыми годами добычи вырос кратно: до 300 тысяч тонн хромитов.

     

    ДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО

     

    До сих пор встречается мнение, что Полярный Урал можно было не трогать. Мол, масштаб маловат, львиную долю платежей в бюджет округа продолжают обеспечивать отчисления нефтегазового комплекса. Тем не менее развитие промышленности Ямала уже нельзя назвать однобоким.

    Но не только и не столько задача диверсификации экономики заставляла и заставляет округ упорно двигать данный проект. Полярный Урал оказался своего рода звеном в цепи, за которое удастся поднять социально-экономическое развитие всего региона на принципиально новый уровень. Прежде всего за счет формирования транспортной инфраструктуры.

    Существует три главных направления развития железнодорожных сообщений: Обская – Полуночное, Обская – Бованенково (построена), Обская – Салехард – Надым. Отдельно стоит в плане автодорога между Надымом и окружным центром.

    Уже сегодня понятно, что участок Обская – Полуночное даст максимальный экономический и социальный эффект при комплексном развитии железных дорог на Ямале. То есть по этому транспортному коридору будут перевозиться не только рудные полезные ископаемые Полярного Урала для металлургов Челябинска и Екатеринбурга, но углеводородное сырье с полуострова Ямал. В обратном направлении пойдут грузы для газодобытчиков и тундровиков.

    Сегодня не только западная часть региона и восточная оторваны друг от друга, половина Ямала не имеет устойчивого наземного сообщения с Большой землей. Тогда как строящаяся круглогодичная транспортная артерия между окружной столицей и Надымом, а далее и Новым Уренгоем с выходом на Красноярский край соединит весь Север Сибири и России вообще. Магистраль имеет и оборонное, и экономическое, и социальное значение. А сколь важна она для жителей самого Ямало-Ненецкого автономного округа, говорить излишне.

    Напомним, что финансирование транспортных проектов предполагается осуществлять на основе государственно-частного партнерства. То есть будут привлекаться средства федерального и регионального бюджетов, железнодорожных компаний и промышленных предприятий.

     

    Сергей ИСТОМИН

    Istomin60@mail.ru

     

     

     

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика