-3...-5°C

16+
  • Мы, ФАС, предупреждаем

    28.09.2013 01:00:41

    Мы, ФАС, предупреждаем

    Антимонопольное ведомство перестанет быть карательным органом.

    Перемены грядут благодаря «Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования на период 2013–2024 годов».

    Она стала продолжением так называемой дорожной карты по развитию конкуренции, утвержденной правительством в конце прошлого года. Этот тактический документ определяет планы Федеральной антимонопольной службы на следующие пять лет. Причем большинство мероприятий дорожной карты уже выполнено. 

    О грядущих новшествах рассказала «КС» заместитель руководителя Ямало-Ненецкого УФАС России Светлана Подъячева.

     

    ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ И БЕЗ ШТРАФА

     

    Стратегия, в частности, предполагает приведение к единому знаменателю решений территориальных органов ФАС.

    – Это исключит ситуации, когда заявитель или ответчик на комиссии заявит о том, что у него уже есть решение, к примеру, одного из управлений. А мы, мягко говоря, с ним не согласны, и только суд нас может рассудить, – комментирует Светлана Подъячева.

    Вторая ключевая цель – снижение нарушений антимонопольного законодательства. Речь идет не о замалчивании и «рисовании положительной статистики», а о «профилактике». Антимонопольщикам предлагается не сразу штрафовать, а чаще применять меры превентивного характера.

    – Выдачи предостережений пока в практике нашего управления нет, предупреждения мы уже используем, – сообщает собеседница. – В частности, в отношении ответчика, на которого подано заявление, мы не возбуждаем сразу же административное дело, а выдаем ему предупреждение о том, что усматриваем в его действиях нарушения антимонопольного законодательства. На их добровольное устранение ответчику отводится не менее десяти дней. Причем, если он всё исправит, последствия в виде штрафа ему не грозят.

    Однако есть и другая сторона – предупреждение нельзя обжаловать в суде. Если ответчик уверен в своей правоте, то может просто оставить предупреждение без реакции.

    Подобные меры, рассказала Светлана Подъячева, позволили в этом году в разы снизить суммы административных штрафов, наложенных на хозяйствующие субъекты. Благодаря такому подходу, подчеркнул на одной из пресс-конференций руководитель ФАС России Игорь Артемьев, структура из карающего органа становится предупредительным. При этом институт предупреждений и предостережений планируется распространить на нарушения и со стороны органов власти.

    Еще одно новшество касается изменения законодательства. Предполагается объединить рассмотрение дел по антимонопольному законодательству с административным. Сегодня же механизм такой: комиссия сначала признает нарушение антимонопольного законодательства, потом возбуждается «административка», и процедура затягивается еще дольше.

    Кроме того, в будущем введут возможность обжалования решения территориальных органов не только в суде, но и в центральном аппарате ФАС.

    Хорошая новость для так называемых «тридцатипятипроцентников», то есть хозсубъектов, занимающих доминирующее положение. Предполагается отменить бессрочное включение в реестр, заменив его сроком не более чем три года. Еще одно послабление – отмена для них обязательной статистической отчетности.

     

    ХВАТИТ УВОДИТЬ ИМУЩЕСТВО

     

    «Как грибы после дождя» – это о ГУПах и МУПах, которых сегодня в экономике, по словам Светланы Подъячевой, предостаточно. Проблема, характерная для России в целом, – увод через эти предприятия государственного имущества в частные руки. ФАС против такого положения вещей. Поэтому в будущем планируется ликвидация существующих ГУПов и МУПов путем акционирования. Исключение могут сделать только для субъектов оборонного сектора и безопасности.

    Кроме того, предлагается ввести обязательное согласование решений органов власти с территориальным органом ФАС о создании унитарных предприятий и некоммерческих организаций, которым дается право на предпринимательскую деятельность.

    И еще немаловажный момент, касающийся взаимоотношений органов власти и антимонопольщиков. Речь идет о государственных и мунципальных преференциях, которые могут получать те или иные предприятия по согласованию с ФАС. Планируется уйти от подобной процедуры. В будущем органы власти, к примеру тот же муниципалитет, будут самостоятельно оценивать соответствие преференции антимонопольному законодательству.

    Однако контроль никто не отменяет. Правда, он будет уже не за сделкой, к примеру, по предоставлению имущества, а за действиями должностного лица, подписывающего документы о преференции. Кроме того, есть идея создать единую информационную базу обо всех предоставленных преференциях.

     

    ПОСЛАБЛЕНИЕ СТАНЕТ ЛАЗЕЙКОЙ?

     

    На вопрос корреспондента «КС» о том, не приведет ли снятие так называемых административных барьеров к появлению большего числа нарушений, Светлана Подъячева ответила так:

    – Нонсенс, но там, где начинаются послабления, количество нарушений со стороны хозяйствующих субъектов не растет, чего не скажешь об органах власти.

     

    ПОЧТА ЛИШИТСЯ МОНОПОЛИИ?

     

    В стратегии особо прописано развитие конкуренции в таких ключевых отраслях экономики, как энергетика, транспорт и связь.

    Там, где возможно, предлагается уйти от монополий. Речь в первую очередь идет об услугах железнодорожного транспорта и почтовой связи.

    Кроме того, грядет и реформа законодательства об естественных монополиях. Действующий сейчас закон намереваются отменять, а его положения включить в закон о конкуренции. Важно и намерение законодательного закрепления методов тарифного регулирования в действиях естественных монополий, это повысит их прозрачность и сделает понятными.

     

    ДОСЛОВНО

    Приоритеты в реализации стратегии:

    – создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

    – снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

    – обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

    – создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

     

    Екатерина Пшенцова

    kati-ks@yandex.ru

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика