ПРОИСШЕСТВИЯПогорельцам из Уренгоя окажут материальную помощь ЭКОНОМИКАВодителей ООО «Газпром трансгаз Сургут» за безаварийную работу поощрили знаками отличия Минтранса РФ ЖИЛЬЁНовость дня! Многодетным простят часть ипотеки ОБЩЕСТВОДжона Уоррена на Ямале учат кричать «кур-кур» и кормят медвежатиной ЖИЛКОМХОЗБлагоустройство и капремонты на Ямале идут без отставаний ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске зафиксировали ДТП с участием несовершеннолетнего велосипедиста ОБЩЕСТВОМелодии белой ночи. Лабытнангцы выбирают музыку для фонтана СПОРТСалехард может стать площадкой для проведения Арктических зимних игр ЭКОНОМИКАНадымские газовики будут приобретать отечественный экотранспорт ЭКОНОМИКАЯмальским тундровикам дали миллионы на изгороди для оленей ОБЩЕСТВОИнтересное за ночь: три российских ресторана в мировом рейтинге, МГУ в сотне лучших вузов мира, а «старлея» выпускникам вузов будут давать на год раньше ПРОИСШЕСТВИЯВ Салехарде осудили совершившего резонансное преступление насильника-рецидивиста ПРОИСШЕСТВИЯВ Ноябрьске ищут свидетелей ДТП КУЛЬТУРАВ Салехарде показали «Душу тундры» НОВОСТИЗа нарушение правил пожарной безопасности в лесу россиян накажут рублем НОВОСТИВ Надыме дошколятам вернут три детсада ОБЩЕСТВОВ Пурпе за лето проведут капремонт в многоквартирниках и обустроят парк ПРОИСШЕСТВИЯВ пришедшем жительнице Ямала тайском препарате оказалось запретное вещество СПОРТОбдорский острог на один день превратили в Олимпийскую деревню ЭКОНОМИКАСалехардский комбинат выиграл грант и превратит рыбу в муку ОБЩЕСТВО«Я помню, я помогаю». Ямал участвует в патриотической акции «Красная гвоздика» ПРОИСШЕСТВИЯВ Тарко-Сале застрелился пенсионер ОБЩЕСТВОЛабытнангцы могут следить за благоустройством онлайн ОБЩЕСТВОНа переправе через Пур убирают лишние баржи ОБЩЕСТВОЛучшим рыбакам фактории 5-6 Пески достались ключи от лодочного мотора

  • На Ямал только «Ямалом»?

    13.06.2013 05:13:40

    На Ямал только «Ямалом»?
    Авиаперевозки: количество, качество, стоимость и другие актуальные для путешественников вопросы.

    Ямал перешел на летний отпускной календарь, когда жизнь исчисляется днями до отъезда и днями после приезда.

     

    В последние пару лет ямальцы всем другим видам транспорта предпочитают самолет – быстро и экономично. За счет окружных субсидий АТК «Ямал» поддерживает льготный тариф на билеты. В число субсидируемых попали маршруты на Большую землю из всех крупных городов региона и несколько десятков внутриокружных направлений.

     

    Всего региональный бюджет субсидирует 41 маршрут. Цена здесь сопоставима со стоимостью железнодорожных билетов и, конечно, ниже, чем у других авиакомпаний. Этот факт логично объясняет билетный ажиотаж.

     

    ПАССАЖИРСКИЙ ФАКТОР

     

    Ажиотаж, недовольство, критика – обратная сторона повысившейся доступности авиаперевозок. Активно муссируется версия, чтобы региональные субсидии «выдавили» из региона других перевозчиков: «уберите субсидию – десятки авиакомпаний выстроятся в ряд на ямальских аэродромах… Или еще один вариант: «давайте субсидии не только одной компании». Эти точки зрения мы собрали воедино и поведали директору департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Дмитрию Варакину. Дмитрий Александрович теорию заговора отмел сразу.

     

    – Всему виной экономика! Авиакомпании выходят на рентабельные маршруты. Рентабельность складывается из объема пассажиропотока, стоимости обслуживания в аэропортах, стоимости и расхода горючего. Каждая строчка этой логичной цепочки для нас «минус».

     

    Пассажиропоток в ямальских городах ограничен – регион малонаселенный. И если для окружной авиакомпании перевозить жителей – уставная задача, то для других – сто-двести тысяч человек в год, как бы это цинично не звучало, не объем. А именно в такие параметры попадают Надым и Салехард, даже вместе с Лабытнанги и ближайшими районами. Стоит учесть и сезонные особенности наших перевозок: в мае-июне все спешат на юг, а в августе – в обратном направлении, в остальные месяцы – затишье.

     

    – У нас односторонняя загрузка получается даже в месяцы пиковых нагрузок: или массовый вылет пассажиров или прилет, – комментирует Дмитрий Варакин. – В итоге даже при полном самолете у авиакомпании «Ямал» загрузка борта получается не более 60–70 процентов. Еще один фактор – стоимость обслуживания авиаперевозчиков в аэропортах. К примеру, в Салехарде самый высокий аэропортовый сбор. Город небольшой, пассажиропоток ограничен, количество рейсов невысокое, а все сервисные наземные службы нужно содержать. В итоге это ложится нагрузкой на тариф.

     

    Надеяться, что сюда будет летать «волшебник» и задешево перевозить жителей округа, –  утопия. Не прилетит ни в вертолете, ни в «боинге»! Поэтому-то регион и субсидирует деятельность окружной авиакомпании, а также через дотации и программы участвует в регулировании тарифов аэропортовых услуг. Последнее, с одной стороны, хорошо для авиакомпании, с другой – сдерживает развитие аэропортов.

     

    За первое полугодие из средств регионального бюджета выплачена субсидия на 300 рейсов Салехард–Тюмень и 225 – Салехард – Москва. Решен вопрос о введении в июле-августе дополнительных рейсов: маршрут Салехард– Тюмень–Салехард– 34, Салехард– Москва–Салехард – 21.

     

    БЕЗ  ШАНТАЖА

     

    Там же, где спрос большой и пассажиропоток внушительный, по словам Дмитрия Варакина, субсидирование региональной компании совершенно не мешает работе других авиаперевозчиков.

     

    – К примеру, в Новом Уренгое на маршрутах в Тюмень и Москву, помимо «Ямала», работают еще четыре перевозчика. Тарифы регулирует рынок и спрос. Другая ситуация с Надымом. У «Ямала» появилась субсидия на полеты в Москву, и в итоге компания S7 ушла с этого направления, аргумент – отсутствие пассажиропотока. Позже пришел «Трансаэро».

     

    В 2009 году  воздушным транспортом  в округе перевезено около 400 тысяч человек,  а по итогам 2012 года – 1миллион 200 тысяч.

     

    Идея же давать субсидию и другим компаниям, по мнению директора профильного департамента, на грани риска, даже если оставить за скобками вопрос нагрузки на региональный бюджет:

     

    – В России не так много авиакомпаний, готовых системно и надежно работать на межрегиональных направлениях. Некоторые поступают следующим образом. Приходят, выставляют маршрут, но при потребности в два рейса дают лишь один. Оставшийся пассажиропоток уже не привлечет другого перевозчика – просто невыгодно. В итоге начинается своего рода шантаж: хотите больше рейсов – платите субсидию. Регион, а с такой ситуацией столкнулись многие, в том числе и наши соседи, начинает платить, а через некоторое время с него требуют еще больше.

     

    Есть еще одна хитрость. Заходит авиакомпания на территорию, предлагает низкий тариф, а спустя время, уже приучив жителей к небольшой стоимости билетов, уходит и выставляет условия региональной власти по своему возращению.

    Кстати, последний комментарий Дмитрия Варакина напомнил недавнюю историю с новым расписанием поезда Лабытнанги – Москва – Лабытнанги. «РЖД», сетуя на то, что лишилась части федеральной поддержки, за возможность вернуть прежнее время отправления состава, предложила региону раскошелиться – субсидировать данный маршрут.

     

    СКОРО  И  ПОМОЩЬ НЕ  ПОНАДОБИТСЯ

     

    Дмитрий Варакин подчеркивает, именно благодаря окружной финансовой поддержке удалось увеличить пассажиропоток на ряде маршрутов. К примеру, на рейсах Салехард – Тюмень – Салехард объем перевозок уже позволяет говорить об отмене прямой субсидии в ближайшее время:

     

    – Спрос растет, количество рейсов увеличивается, благодаря чему нагрузка на окружной бюджет падает. Так, по тюменскому направлению существующий пассажиропоток позволяет говорить о выходе на экономическую рентабельность. И, возможно, в четвертом квартале или в следующем году субсидирования на маршруте Салехард – Тюмень не будет. В этом и была задача – поддержать и поставить на крыло региональную авиакомпанию.

     

    Это не значит, что округ не будет социально поддерживать своих жителей, в том числе и в плане доступности авиаперевозок, – все виды социальной помощи и поддержки продолжают действовать. Кстати, одно из предложений, с которыми к нам уже достаточно давно выходили общественники, – привязать льготу по стоимости авиабилета к «единой социальной карте ямальца», разработка которой идет сейчас в округе. Да и для авиакомпании существенно повышать тарифы будет нерентабельным.

     

    Ямальским опытом стимулирования развития региональной авиакомпании через субсидирование, позволяющее при снижении тарифа увеличивать пассажиропоток и выходить на рентабельность, заинтересовались в Министерстве транспорта РФ. Рассматривается вопрос о его применении для субсидий из федерального бюджета.

    Кстати, Ямал и АТК «Ямал» рассчитывают на участие в этой программе. Уже подана заявка на получение субсидий на рейсы по маршрутам Салехард – Екатеринбург, Салехард – Омск.

     

    Екатерина Пшенцова

    kati-ks@yandex.ru

    13.06.2013

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...