-4...-6°C

16+
  • На Ямал только «Ямалом»?

    13.06.2013 03:13:40

    На Ямал только «Ямалом»?
    Авиаперевозки: количество, качество, стоимость и другие актуальные для путешественников вопросы.

    Ямал перешел на летний отпускной календарь, когда жизнь исчисляется днями до отъезда и днями после приезда.

     

    В последние пару лет ямальцы всем другим видам транспорта предпочитают самолет – быстро и экономично. За счет окружных субсидий АТК «Ямал» поддерживает льготный тариф на билеты. В число субсидируемых попали маршруты на Большую землю из всех крупных городов региона и несколько десятков внутриокружных направлений.

     

    Всего региональный бюджет субсидирует 41 маршрут. Цена здесь сопоставима со стоимостью железнодорожных билетов и, конечно, ниже, чем у других авиакомпаний. Этот факт логично объясняет билетный ажиотаж.

     

    ПАССАЖИРСКИЙ ФАКТОР

     

    Ажиотаж, недовольство, критика – обратная сторона повысившейся доступности авиаперевозок. Активно муссируется версия, чтобы региональные субсидии «выдавили» из региона других перевозчиков: «уберите субсидию – десятки авиакомпаний выстроятся в ряд на ямальских аэродромах… Или еще один вариант: «давайте субсидии не только одной компании». Эти точки зрения мы собрали воедино и поведали директору департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Дмитрию Варакину. Дмитрий Александрович теорию заговора отмел сразу.

     

    – Всему виной экономика! Авиакомпании выходят на рентабельные маршруты. Рентабельность складывается из объема пассажиропотока, стоимости обслуживания в аэропортах, стоимости и расхода горючего. Каждая строчка этой логичной цепочки для нас «минус».

     

    Пассажиропоток в ямальских городах ограничен – регион малонаселенный. И если для окружной авиакомпании перевозить жителей – уставная задача, то для других – сто-двести тысяч человек в год, как бы это цинично не звучало, не объем. А именно в такие параметры попадают Надым и Салехард, даже вместе с Лабытнанги и ближайшими районами. Стоит учесть и сезонные особенности наших перевозок: в мае-июне все спешат на юг, а в августе – в обратном направлении, в остальные месяцы – затишье.

     

    – У нас односторонняя загрузка получается даже в месяцы пиковых нагрузок: или массовый вылет пассажиров или прилет, – комментирует Дмитрий Варакин. – В итоге даже при полном самолете у авиакомпании «Ямал» загрузка борта получается не более 60–70 процентов. Еще один фактор – стоимость обслуживания авиаперевозчиков в аэропортах. К примеру, в Салехарде самый высокий аэропортовый сбор. Город небольшой, пассажиропоток ограничен, количество рейсов невысокое, а все сервисные наземные службы нужно содержать. В итоге это ложится нагрузкой на тариф.

     

    Надеяться, что сюда будет летать «волшебник» и задешево перевозить жителей округа, –  утопия. Не прилетит ни в вертолете, ни в «боинге»! Поэтому-то регион и субсидирует деятельность окружной авиакомпании, а также через дотации и программы участвует в регулировании тарифов аэропортовых услуг. Последнее, с одной стороны, хорошо для авиакомпании, с другой – сдерживает развитие аэропортов.

     

    За первое полугодие из средств регионального бюджета выплачена субсидия на 300 рейсов Салехард–Тюмень и 225 – Салехард – Москва. Решен вопрос о введении в июле-августе дополнительных рейсов: маршрут Салехард– Тюмень–Салехард– 34, Салехард– Москва–Салехард – 21.

     

    БЕЗ  ШАНТАЖА

     

    Там же, где спрос большой и пассажиропоток внушительный, по словам Дмитрия Варакина, субсидирование региональной компании совершенно не мешает работе других авиаперевозчиков.

     

    – К примеру, в Новом Уренгое на маршрутах в Тюмень и Москву, помимо «Ямала», работают еще четыре перевозчика. Тарифы регулирует рынок и спрос. Другая ситуация с Надымом. У «Ямала» появилась субсидия на полеты в Москву, и в итоге компания S7 ушла с этого направления, аргумент – отсутствие пассажиропотока. Позже пришел «Трансаэро».

     

    В 2009 году  воздушным транспортом  в округе перевезено около 400 тысяч человек,  а по итогам 2012 года – 1миллион 200 тысяч.

     

    Идея же давать субсидию и другим компаниям, по мнению директора профильного департамента, на грани риска, даже если оставить за скобками вопрос нагрузки на региональный бюджет:

     

    – В России не так много авиакомпаний, готовых системно и надежно работать на межрегиональных направлениях. Некоторые поступают следующим образом. Приходят, выставляют маршрут, но при потребности в два рейса дают лишь один. Оставшийся пассажиропоток уже не привлечет другого перевозчика – просто невыгодно. В итоге начинается своего рода шантаж: хотите больше рейсов – платите субсидию. Регион, а с такой ситуацией столкнулись многие, в том числе и наши соседи, начинает платить, а через некоторое время с него требуют еще больше.

     

    Есть еще одна хитрость. Заходит авиакомпания на территорию, предлагает низкий тариф, а спустя время, уже приучив жителей к небольшой стоимости билетов, уходит и выставляет условия региональной власти по своему возращению.

    Кстати, последний комментарий Дмитрия Варакина напомнил недавнюю историю с новым расписанием поезда Лабытнанги – Москва – Лабытнанги. «РЖД», сетуя на то, что лишилась части федеральной поддержки, за возможность вернуть прежнее время отправления состава, предложила региону раскошелиться – субсидировать данный маршрут.

     

    СКОРО  И  ПОМОЩЬ НЕ  ПОНАДОБИТСЯ

     

    Дмитрий Варакин подчеркивает, именно благодаря окружной финансовой поддержке удалось увеличить пассажиропоток на ряде маршрутов. К примеру, на рейсах Салехард – Тюмень – Салехард объем перевозок уже позволяет говорить об отмене прямой субсидии в ближайшее время:

     

    – Спрос растет, количество рейсов увеличивается, благодаря чему нагрузка на окружной бюджет падает. Так, по тюменскому направлению существующий пассажиропоток позволяет говорить о выходе на экономическую рентабельность. И, возможно, в четвертом квартале или в следующем году субсидирования на маршруте Салехард – Тюмень не будет. В этом и была задача – поддержать и поставить на крыло региональную авиакомпанию.

     

    Это не значит, что округ не будет социально поддерживать своих жителей, в том числе и в плане доступности авиаперевозок, – все виды социальной помощи и поддержки продолжают действовать. Кстати, одно из предложений, с которыми к нам уже достаточно давно выходили общественники, – привязать льготу по стоимости авиабилета к «единой социальной карте ямальца», разработка которой идет сейчас в округе. Да и для авиакомпании существенно повышать тарифы будет нерентабельным.

     

    Ямальским опытом стимулирования развития региональной авиакомпании через субсидирование, позволяющее при снижении тарифа увеличивать пассажиропоток и выходить на рентабельность, заинтересовались в Министерстве транспорта РФ. Рассматривается вопрос о его применении для субсидий из федерального бюджета.

    Кстати, Ямал и АТК «Ямал» рассчитывают на участие в этой программе. Уже подана заявка на получение субсидий на рейсы по маршрутам Салехард – Екатеринбург, Салехард – Омск.

     

    Екатерина Пшенцова

    kati-ks@yandex.ru

    13.06.2013

     

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
Яндекс.Метрика